Профессиональные стандарты

появлением профессиональных стандартов современной журналистики мы во многом обязаны Би-Би-Си, которая первой стала работать на принципах публичной речи есть целью этой корпорации является не достижение прибыли в, не воздействие на массовое сознание, а удовлетворения тех потребностей, которые имеет общенациональная аудитория Независимо от того, в каких медиа работают журналисты и какую политику ведут их редакции, профессиональные стандарты остаются для всех одинаковыми Поэтому прежде всего рассмотрим установки Би-Би-Си для продюсеров (журналистов) и редакторов выпусков новостей и информационных програмрам.

Корпорация защищает общественный интерес Из этого следует, что главной мотивацией для журналиста или редактора в дискуссии о том, должен попасть в эфир тот или иной сюжет или нет, является отстаивание этог го интереса Отмечается, что единого определения общественного интереса не существует Но в этом контексте сотрудники Би-Би-Си должны учитывать такоеке:

• обличения или выявления преступлений;

• разоблачения антиобщественного поведения;

• разоблачения коррупции и несправедливости;

• раскрытие существенной некомпетентности или небрежности;

• защита здоровья и безопасность людей;

• защита людей от введения в заблуждение любой заявлением или действием отдельного лица или организации;

• раскрытие информации, что позволяет людям принять гораздо информованише решения по общественно важным вопросам;

• свобода самовыражения

Сосредоточившись на том, в чем заключается публичный интерес, сотрудники также должны принять во внимание информацию, которая уже есть или скоро станет достоянием общественности На основании понятия общественного ин ересь формулируется идея назначения Корпорации Би-Би-Си призвана создавать разнообразные программы, отвечающие интересам, убеждениям и взглядам аудитории Представление всего спектра мнений и идей является обязательным требованием к программам каждого жанра Ни одно важное ряд проблем не должна оставаться без внимания Би-Би-Си Интересно, что установки не понимают здесь как догму Они должны помогать, а не стримув ать профессиональную активность Поэтому отмечается, что в реализации принципа надлежащей беспристрастности термин \"надлежащее\" следует понимать как адекватная или что соответствует сути темы и типа программрограми.

Вообще каждая тема имеет более двух сторон Поэтому беспристрастности в программах, освещающих фактический материал, нельзя достичь путем простого математического уравновешивания, где каждая точка зрения до оповнюеться противоположной Также: соблюдение принципа должной беспристрастности не требует абсолютной нейтральности в каждом вопросе Программа, связанная с изложением фактов на спорные общественно-полит ични темы или по спорным вопросам политики или производства, соответствовать принципу надлежащей беспристрастности в том случае, если она выкладывает их честно, точно и правдиво Отдельно отмечается, что Би-Би-Си пр Агне к сбалансированию общественного интереса относительно свободы выражения с законным ожиданиям неприкосновенности частной жизни отдельных осиосіб.

Итак, редакционные ценности Би-Би-Си формулируются следующим образом:

• правдивость и точность;

• беспристрастность и многообразие точек зрения;

• редакционная честность и независимость;

• служения общественным интересам;

• справедливость;

• неприкосновенность частной жизни;

• ущерба и образ (уравновешивания права на передачу и публикацию новой и противоречивой информации с ответственностью по защите уязвимых людей);

• дети (специфическая аудитория, которая требует собственного комплексного подхода);

• подотчетность (перед аудиторией)

В дискуссиях о публичная речь и общественный интерес в Украине также появился ряд важных документов, интересным из которых является коллективный проект \"Принципов редакционной политики информационных редакций С Общественного (общественного) вещания \"(авторы-И Куляс, Н Лигачева, Д Крикун, И Чемерис, О Чекмышев, С Дацюк, К Лебедева, Т Жмакина, В Коваленко) Он включает в себя стандарты информационной журналистики (оперативность, точность, достоверность, сбалансированность, полнота, простота подачи информации, отделение фактов от новостей), главные этические принципы, принципы взаимодействия и сотрудничества творческих и произ ичих стандартов общественного вещания Документ является удачной попыткой закрепить на украинской почве европейские достижения Он начинается с ключевого замечания, которое непременно должно быть учтено при ств оренни украинских публичной речи: общественное вещание во всех его подразделениях (телевидение, радио и Интернет) создано украинским обществом и содержится за счет украинских обществ суспільства.

Учебное пособие \"Средства массовой информации: профессиональные стандарты, этика и нормы\" коллектива авторов (Т Петров, А Сафаров, В Сюмар, О Чекмышев) в общих чертах сформулировал, что такое ж налистськи стандарты Следует отметить, что здесь главное внимание также фокусируется нановинний журналистике Утверждается медиаторська роль медиа в налаживании массовых коммуникаций в украинском обществеьстві:

1 СМК выполняют функции информирования, анализа, общественной критики и контроля

2 Основополагающим принципом деятельности СМК является баланс между правами журналистов на свободу слова и информации и их ответственностью, которая обеспечивает своевременную передачу правдивой общественно значимой информации от ее источников до каждого члена общества, чтобы каждый гражданин имел возможность определить свое место и роль среди событий и проблем и принять адекватное и осознанное решениея.

3 СМК является местом для публичной дискуссии и обратной связи между равными институтами и частями общества

4 Деятельность СМК направлена??на обеспечение как общеобщественных интересов, так и интересов каждого индивида Это - подача достаточно высококачественной информации о том, что происходит, для принятия вил важен, осознанных решений каждым членом общества, независимо от партийной, национальной, этнической принадлежности, социального статуса, достатка, места проживания, рода занятий, вероисповедания, пола то что Приведем также принципы подачи новостейин:

• Мы рассказываем о всего первыми

• Мы рассказываем обо всем точно

• Мы всегда знаем происхождения наших новостей

• Мы предоставляем слово всем заинтересованным и не становимся ни на чью сторону

• Мы рассказываем о фактах, а не о нашем отношении к ним Мы не даем оценок событиям, участникам событий или явлений

• Мы привлекаем лучших, различных, независимых экспертов для адекватной оценки сложных для понимания событий и явлений

• Мы не оставляем \"белых пятен\"

• Мы говорим с людьми на одном языке Главные этические принципы работы СМК:

• Мы заботимся о нравственности наших сообщений

• Мы не вмешиваемся в чужую частную жизнь

• Только приговор суда дает нам право назвать человека виновным

• Мы не причиняем дополнительных страданий жертвам преступления

• Мы до конца защищаем наши источники информации

• Мы собираем информацию только законно

• Мы собираем открытую и доступную информацию

• Мы не воруем мыслей

• Мы не сортируем людей по какому-либо признаку

• Мы не берем взяток

• Мы особенно осторожны с правами детей

• Мы уважаем чужую доверие

Несмотря на то, что в украинском обществе, в частности в медийной среде, созрела готовность к созданию национального общественного вещания, этого до сих пор не произошло по определенным политическим причинам Поэтому все необходимые документы, которые были наработаны в Украине, исходя из соответствующих реалий, пока не нашли практического применения Они имеют большое теоретическое, практическое журналистское и даже политического не значение, но, к сожалению, до сих пор не опираются на собственный к своемуід.

Профессиональные стандарты, или ударения, современной журналистики могут изменяться в контексте глобализации Так, Г Шах различает доминантную и альтернативную модели журналистики и журналистского образования Согласно в традиции \"Производственной согласия\" Е Германана і

Н Чомски, этот автор связывает с глобализацией явление концентрации медийной собственности в руках крупных корпораций и медиамагнатов Среди последствий - тотальная коммерциализация СМК и \"смягчения\" новостей, отвлечения внимания от тех важных проблем, которые на самом деле волнуют аудиторию Следует отметить сходство этих процессов на Западе и в России, включающий в себя одновременное увеличение развлекательного силов ента в ущерб существенный социальной проблематике и ощутимые авторитарные тенденции Поэтому возрастает роль общественной активности, в частности необходимость увеличения политического веса \"активной медийной аудиториирії".

Доминантная и альтернативная модели журналистики связываются соответствии с теорией свободной прессы и теорией социальной ответственности Также с традиционным журналистским профессионализмом, фокусируется ся на описании отдельных событий, опирается на данные научных исследований, показания экспертов и официальных лиц - с одной стороны, и большим акцентом на объяснении процессов, выступающих причинами информационных них поводов, изучении опыта обычных людей, выявлении тех проблем, в освещении которых действительно заинтересованные люди и общины - с другой Новые модели являются ответами на новые угрозы настоящего Они вин икають из потребности обеспечения требований демократии и многообразие, возвращая нас к главному вопросу о роли прессы в обществе и ее медиаторськои функцииції.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: