Public relations, спим, манипуляции

Поскольку за последнее десятилетие Украина превратилась в настоящий полигон для наз грязных технологий, в реализацию которых были массово вовлечены украинские журналисты, нужно выяснить место и соотношение ношения понятий Несмотря на то, что в учебных журналистских программ входят предметы из области Public Relations (PR), эта профессия имеет совсем другое назначение, чем профессия журналиста Не потому, что в она чем-то хуже, просто она другая PR - это управленческая коммуникационная деятельность, наука и искусство, направленные на формирование эффективной системы информационных потоков социального субъекта, обеспечь ують оптимизацию его взаимодействия с общественностью, от которой зависит успешная жизнедеятельность данного субъекта Так же, чисто журналистские специальности часто входят в учебные планы социологов, пол итологив, пресс-секретарей и специалистов PR не потому, что они родственны, а по необходимости профессионалов знать специфику друг другаодного.

Назначение журналистики следует из медиативная роли медиа в обществе, необходимости служить общественному интересу и обслуживать потребности своей аудитории Назначение PR вытекает из социальной мес сии института связей с общественностью Его цель - формировать оптимальное коммуникативная среда субъекта (страны, организации, отдельного лица), эффективные для него публичный дискурс и паблисити, позы тивном общественное мнение о социальной позиции и деятельности субъекта, укреплять его репутацию В то время как PR налаживает двустороннюю коммуникацию между организацией и общественностью, объясняет и отстаивает п равдиви интересы организации, журналистика ставит неудобные вопросы, выражая сомнение в их уместности, помогая аудитории сформировать собственную точку зрения и принять правильное решениення.

В Королько называет такие виды деятельности PR: пресс-посредничество (написание материалов или организация мероприятий с целью привлечь внимание медиа и общественности) продвижение (промоушн) - предполагает жаре иально усилия, рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к личности, товара или организации или направления деятельности; общественные дела (связи между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью, лоббирование); паблисити - информация из независимого источника, используемая медиа, потому что она имеет ценность новостей, использование рекламы (прежде институциональной) маркетинга Тот же В Королько подчеркивает, что не существует никакого \"черного PR\" Если имеет место применение наз грязных технологий, тогда это уже не PR, а сознательное введение в заблуждение массовой аудитории, за что пер едбачена определенная ответственность По его мнению, \"черный PR\" является сленговым понятием, широко употребляется преимущественно в России и Украине, под которым понимают все, что противоречит нормам действующего законодательства и морали, а именно: выброс компромата, шантаж, угрозы, фальсификации, подрывная пропаганда с использованием информационно-рекламных и психотерористичних манипулятивных технологиинологій.

Как и в любом посттоталитарном обществе, в Украине с огромным размахом применяются \"грязные технологии\" с целью манипулирования массовым сознанием Эту деятельность следует рассматривать не с точки зрения каких-то профессиональных достижений, а как преступление Существует три главных источника таких манипуляций Во-первых, это искушение многих политических сил воспользоваться наследием советской системы, которая основывалась на од оспрямований коммуникации от власти к \"массы\" Во-вторых - русский медиаприсутнисть в Украину В-третьих, поскольку для массовых манипуляций аккумулируются значительные финансовые ресурсы, медийная отрасль относится к ним как к определенной инвестиции Самих журналистов Н Лигачева разделяет на объекты манипуляций, инструменты манипуляций и создателей манипуляцийпуляцій.

Значительное распространение получил термин \"медиавойну\" Эти войны не является естественной признаком политической жизни, потому что жертвой всегда становится общество Поэтому следует прилагать максимум усилий для того, чтобы они не начался? чиналися Если в России, по свидетельству Д Богуша, разработками информационных спец-операций занимаются несколько десятков институтов, надо иметь в виду, что их наибольшая активность направлена??против Украины В этой ситуации следует идти по пути создания собственных институтов, которые также продуцировать ненависть Украине необходима система независимых медиа, что в конкурентной борьбе между собой определят такие принципы профессиональной деятельности, согласно которым участие в манипуляциях массовым сознанием была бы неприемлемой Соответственно, СМК должны опираться на политическую культуру общества Дело не выдается без надежной М Ожеван отмечает, что украинская аудитория оказывается достаточно устойчивой к манипулятивным технологиитехнологій.

Но политическая, экономическая и любая другая конкуренция неизбежно вызывает медиапротистояння Важным цивилизованным средством влияния на медиа является спин Г Титиш указывает, что этот термин (от англ spin - \"крутить\" \",\" верчение \",\" раскрутка \") появился и стал использоваться в США во времена Р Рейгана Еще до того, как президент произносил свою речь, спикер Белого дома вручались заметки с описанием того, как они имеют ее комментировать по телевидению Спин - это набор манипулятивных техник, используемых для осуществления контроля над формулировкой и донесением до аудитории вербальной части сообщения и которые реализуются через прямое или опосредствованное влияние на медиа Спин-доктором е, соответственно, консультант, в обязанности которого входит контроль над созданием, распространением и \"правильным\" восприятием аудитор семьей события или уведомления клиент клієнта.

Г Почепцов приводит пять типов использования этой техники (по Д Уоттс):

1 К-спин - подготовка перед событием

2 После-спин - наведение блеска на событие

3 Торнадо-спин - попытка перевода общественного мнения в другую сферу

4 Контроль кризиса - менеджмент событий, которые выходят из-под контроля

5 Уменьшение ущерба - менеджмент событий, которые уже невозможно контролировать, с целью предупреждения задачи дальнейшего ущерба В спине, как и в РЯ, ключевой задачей является работа с масс-медиа

с целью \"продвижения\" определенных идей, событий, акций Часто это совпадает с задачами РИ время Г Титиш замечает, что РИП - значительно более широкое понятие, чем спин Даже подразделение год, который называется \"кризисный м менеджмент \", хотя и связан со спином (потому что кризисную ситуацию непременно нужно исправлять в медийной плоскости), однако тоже имеет отличительные особенности Кризисный менеджер разрабатывает стратегию преодоления кризиса, вкл ючно с ключевыми сообщениями, аспин-доктор работает над формой донесения сообщения до общественности через масс-медиа и контролирует, чтобы они не исказили ту мысль, которую пытается донести до обще кости клиент спин-доктора Основные направления работы спин-доктора заключаются в раскрутке желаемого для его клиента сообщение и \"закручивании\" нежелательной информации Его деятельность включает в себя две основные группы техник: манипуляция журналистами и манипуляция сообщениюленнями.

Учитывая именно такого рода обстоятельства использования техник спина в РИ ^, ведущие специалисты резко выступают против попыток толковать РR как спин По этому поводу Б Нилсен, бывший вице-президент PR- - корпорации \"Джонсон и Джонсон\", в своей публичной лекции \"Характер РИ 2005\" в Американском институте ПР отметил, что не знает, как избавить свою профессию такого поверхностного и унизительного восприятия я По его мнению, ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться термином \"спин\" или разрешать использовать его в присутствии профессионалов из ПР Нужно решительно выступать против него Ведь специалисты по ПР является адвока тами того, что является правдой, а не слепыми адвокатами своих организаций Б Нилсен призывает относиться к этой проблеме чрезвычайно серьезноеерйозно.

Спин, в отличие от пропаганды, имеет тактический характер и является определенным набором техник, используемых по мере надобности По мнению Г Титиш, он находится на грани пропаганды Спин предусматривает интеллектуальное е переигровки прессы и не имеет ничего общего, например, с темниками Спин-доктора общаются с журналистами, а не заставляют их ретранслировать явную ложь В борьбе за медийные воздействия используется ются различные методики подачи информации: порция за порцией провоцируются истоки, усиливается информационный шум, создаются дополнительные информационные поводы Применяется личное влияние на журналисте в с целью получения положительной тональности освещения событий в само сообщение инкорпорируются заранее подготовленные цитаты, привлекаются новые актеры в события и т.п. С самого журналиста зависит, щ в он будет учитывать, а что нет Журналист также постоянно ведет определенную интеллектуальную игру - с политиками, свидетелями событий, источниками информации, агентами влияния, в результате которой формируется медиаконтент для аудиторавдиторії.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: