Экспериментальный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) предназначен для исследования рабочего процесса двигателя при летных испытаниях и на наземных стендах в диапазоне изменения числа Маха набегающего потока от 3,0 до 6,5 и на высотах от 10 до 35 км.
ГПВРД [74] |
Камера сгорания - кольцевая, представляет из себя блочную паяносвар- ную конструкцию, имеющую тракт охлаждения как наружного, так и внутреннего корпуса, и три последовательные зоны форсунок. Водород с температурой около 30 К подается на вход в тракт охлаждения, затем поступает в регулятор, определяющий расход в зону горения в зависимости от скорости полета и подающий водород в три зоны форсунок. В первой зоне горение происходит в дозвуковом потоке воздуха, поступившем из воздухозаборника, в двух других - сверхзвуковом. Зажигание компонентов топлива - электроискровое. Изготовлены экспериментальные образцы, проведены первые летные испытания, подтвердившие (впервые в мире) работоспособность ГПВРД.
|
|
Накопленный опыт проектирования, изготовления и отработки экспериментального ГПВРД позволит осуществить создание двигателя для летательных аппаратов космического применения с плоскими воздухозаборниками.
Диапазон числа Маха при испытаниях 3,0...6,5
Скоростной напор 0,05...0,07 МПа Расход топлива (максимальный) 0,15 кг/с Давление потока в камере сгорания 0,5 МПа
Температура в камере сгорания 2680К
Время работы в полете 120 с Длина:
- двигателя 2307 мм,
- камеры сгорания,
с воздухозаборником 1707 мм Максимальный диаметр камеры сгорания 402 мм Масса:
камеры 45 кг, двигателя 180 кг Ведущие конструкторы - Липлявый И.В., Мартыненко Ю.А.
РД-0126
жидкостный ракетный двигатель
РД-0126 предназначен для использования в качестве маршевого двигателя разгонных блоков. Двигатель многократного включения, он впервые спроектирован с кольцевой камерой сгорания, с тарельчатым соплом и неохлаждаемым сопловым насадком по безгенераторной схеме с двумя турбонасосными агрегатами. Такая схема обеспечивает: более высокий уровень надежности, увеличение количества включений, уменьшение затрат материальной части на отработку.
РД-0126 [74] |
Кольцевая камера с тарельчатым соплом в отличие от традиционных камер с соплом типа Лаваля обладает более высоким удельным импульсом тяги, обеспечивает существенно больший подогрев охладителя, являющегося рабочим телом турбин ТНА в безгенераторной схеме, имеет меньшие габариты по высоте, не требует специальных стендовых устройств для имитации высотных условий при огневых испытаниях на стенде. Рабочим телом турбин ТНА является водород, подогретый в тракте охлаждения камеры.
|
|
Проведены стендовые огневые испытания камеры, подтвердившие ее работоспособность.
Компоненты топлива - жидкий водород и жидкий кислород Рп = 39,24 кН (4,0 тс) 1п = 4670 м/с рк = 7,16 МПа Мдв. = 300 кг Ьдв. = 4600 мм Эдв. = 1580 мм
Ведущий конструктор - Липлявый И.В.