Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Экспериментальный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) предназначен для исследования рабочего процесса дви­гателя при летных


 


Экспериментальный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) предназначен для исследования рабочего процесса дви­гателя при летных испытаниях и на наземных стендах в диапазоне изме­нения числа Маха набегающего пото­ка от 3,0 до 6,5 и на высотах от 10 до 35 км.

ГПВРД [74]

Камера сгорания - кольцевая, пред­ставляет из себя блочную паяносвар- ную конструкцию, имеющую тракт охлаждения как наружного, так и внутреннего корпуса, и три последо­вательные зоны форсунок. Водород с температурой около 30 К подается на вход в тракт охлаждения, затем по­ступает в регулятор, определяющий расход в зону горения в зависимости от скорости полета и подающий водо­род в три зоны форсунок. В первой зоне горение происходит в дозвуко­вом потоке воздуха, поступившем из воздухозаборника, в двух других - сверхзвуковом. Зажигание компонен­тов топлива - электроискровое. Изготовлены экспериментальные об­разцы, проведены первые летные ис­пытания, подтвердившие (впервые в мире) работоспособность ГПВРД.

Накопленный опыт проектирования, изготовления и отработки экспери­ментального ГПВРД позволит осуще­ствить создание двигателя для лета­тельных аппаратов космического применения с плоскими воздухоза­борниками.

Диапазон числа Маха при испытани­ях 3,0...6,5

Скоростной напор 0,05...0,07 МПа Расход топлива (максимальный) 0,15 кг/с Давление потока в камере сгорания 0,5 МПа

Температура в камере сгорания 2680К

Время работы в полете 120 с Длина:

- двигателя 2307 мм,

- камеры сгорания,

с воздухозаборником 1707 мм Максимальный диаметр камеры сго­рания 402 мм Масса:

камеры 45 кг, двигателя 180 кг Ведущие конструкторы - Липлявый И.В., Мартыненко Ю.А.


 


РД-0126

жидкостный ракетный двигатель


 


РД-0126 предназначен для использо­вания в качестве маршевого двигате­ля разгонных блоков. Двигатель мно­гократного включения, он впервые спроектирован с кольцевой камерой сгорания, с тарельчатым соплом и неохлаждаемым сопловым насадком по безгенераторной схеме с двумя турбонасосными агрегатами. Такая схема обеспечивает: более вы­сокий уровень надежности, увеличе­ние количества включений, уменьше­ние затрат материальной части на отработку.

РД-0126 [74]

Кольцевая камера с тарельчатым соплом в отличие от традиционных камер с соплом типа Лаваля обладает более высоким удельным импульсом тяги, обеспечивает существенно больший подогрев охладителя, явля­ющегося рабочим телом турбин ТНА в безгенераторной схеме, имеет мень­шие габариты по высоте, не требует специальных стендовых устройств для имитации высотных условий при огневых испытаниях на стенде. Рабочим телом турбин ТНА является водород, подогретый в тракте охлаж­дения камеры.

Проведены стендовые огневые испы­тания камеры, подтвердившие ее ра­ботоспособность.

Компоненты топлива - жидкий водо­род и жидкий кислород Рп = 39,24 кН (4,0 тс) 1п = 4670 м/с рк = 7,16 МПа Мдв. = 300 кг Ьдв. = 4600 мм Эдв. = 1580 мм

Ведущий конструктор - Липлявый И.В.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: