"Невский завод" является крупнейшим производителем стационарных газовых турбин для различных отраслей промышленности. По лицензии "Невского завода" Брнен- ский завод (Чехия) производит газовые турбины типа ГТ-750-6, а завод "Дальэнергомаш" (Хабаровск, Россия) - технологические газовые турбины для циклов производства слабой азотной кислоты.
На газоперекачивающей станции "Мо- кроус" ДАО "Югтрансгаз" прошел испытания головной газоперекачивающий агрегат "Волга", созданный специалистами "Невского завода" на базе нового газотурбинного двигателя мощностью 16 МВт с КПД 32,5%. При проектировании были подвергнуты реконструкции критические узлы прототипов, исходя из опыта изготовления и эксплуатации более тысячи агрегатов, суммарная наработка которых превышает 60 млн. часов, а наработка отдельных агрегатов более 120 тыс. часов.
Все газотурбинные двигатели проектируются по схеме открытого термодинамического цикла с регенерацией тепла уходящих газов. Турбина и осевой компрессор монтируются на общей раме и транспортируются единым блоком. Рама служит одновременно маслобаком.
|
|
Основываясь на принятой концепции, в АО "НИКТИТ" спроектирован новый ГТД типа "Надежда" мощностью 16 МВт с КПД 43% с регенерацией тепла уходящих газов и промежуточным охлаждением в осевом компрессоре. Вновь проектируемые в АО "НИКТИТ" двигатели в первую очередь предназначаются для привода нагнетателей природного газа и планируются на замену выработавших свой ресурс агрегатов типа ГТК-10, поэтому все компоновки агрегатов предусматривают минимальные капитальные затраты в период монтажа и наладки, а агрегат типа ГТНР-16 "Волга" имеет также однотипные с ГТК-10 подсоединитель- ные размеры к внешним трактам и смонтирован на идентичной раме, что позволяет монтировать агрегат на старую конструкцию. Газовые турбины НЗЛ и вспомогательное оборудование имеют следующие ресурсные показатели:
- средний ресурс между ревизиями - не менее 12000 часов при числе пусков не более 40;
- средний ресурс между ремонтами - не менее 25000 часов при числе пусков не более 80;
- полный ресурс - не менее 100000 часов при числе пусков не более 320. Снижение ресурсов при числе пусков, превышающем указанное, составляет 100 часов после каждого аварийного останова и 50 часов - после каждого нормального.
Конструктивная схема ГТНР-21 [39] |
Представляет интерес сравнение стационарных регенеративных ГТУ "Невского завода" и ГТУ авиационного типа. Стационарные газовые турбины обладают следующими достоинствами: высокая экономичность при умеренных начальных параметрах в регенеративной схеме, простота конструкции вследствие невысоких начальных параметров, высокая надежность и высокие ресурсные показатели газовой турбины вследствие невысоких начальных параметров, возможность ревизии и ремонта непосредственно на месте эксплуатации, простота в обслуживании и эксплуатации, сравнительно невысокая квалификация ремонтного персонала, невысокие затраты на запчасти и ремонтно-техни- ческое обслуживание. К недостаткам стационарных ГТУ относятся: высокие массогабаритные показатели оборудования, сравнительно большие затраты на строительство вследствие подвальной компоновки.
|
|
Газовые турбины авиационного типа имеют следующие достоинства: высокая экономичность при высоких начальных параметрах, невысокие мас- согабаритные показатели оборудования, сравнительно меньшие капитальные затраты на строительство в связи с возможностью применения контейнерной компоновки. К числу недостатков таких турбин следует отнести: сравнительно невысокие ресурсные показатели, сложность конструкции вследствие высоких начальных параметров, невозможность ремонта на месте эксплуатации, ремонт возможен только в условиях завода или специальной ремонтной базы, высокие затраты на ремонт вследствие сложной конструкции и транспортных расходов, необходимость иметь резервный газогенератор на станции. В настоящее время резко повышается доля выработки электроэнергии в общем энергетическом балансе за счет газовых турбин. Наблюдается тенденция роста как установленной мощности, так и единичной мощности турбин. Основными причинами этого являются: быстрая реакция на изменение нагрузки, работа на двух топли- вах, низкая первоначальная стоимость (по сравнению с паровыми турбинами), быстрая поставка, легкость глушения, отсутствие зависимости от охлаждающей воды, надежность, возможность быстрого запуска, относительно малая площадь, требуемая для строительной площадки электростанции, сокращение пика нагрузки в моменты большого спроса, относительно небольшой срок ремонта, возможность утилизации тепла уходящих газов (применение бойлеров или паровых котлов).
Исходя из этого АО "НИКТИТ" ведет конструкторские проработки по применению газовых турбин производства "Невского завода" для выработки
электроэнергии. Первый опыт применения агрегата ГТЭР-12, созданного на базе приводной газовой турбины ГТК-10, показал уверенные результаты. Агрегат работал в Аргентине более года и оправдал проектные показатели. В настоящее время идет конструкторская проработка применения газовых турбин мощностью 10, 12, 16 и 30 МВт для привода электрогенератора, прорабатывается применение этих турбин в цикле ПГУ. Одной из основных задач в применении газовых турбин "Невского завода" для привода генератора является создание низкотоксичной камеры сгорания на двух видах топлива.
В период с 1976 по 1984 гг. "Невским заводом" по проектам "НИКТИТ" была выпущена серия газотурбинных агрегатов типа ГТТ-12 и КМА-2 на базе ГТУ типа ГТК-10. Эти агрегаты работают в технологическом цикле производства слабой азотной кислоты на агрессивных средах, поэтому ресурс таких агрегатов несколько снижен по отношению к прототипу в течение ближайших пяти-шести лет они потребуют замены. Исходя из этого, АО "НИКТИТ" спроектирован новый технологический агрегат типа КМА-4 для замены выработавших свой ресурс агрегатов ГТТ-12 и КМА-2. При конструкторской проработке были учтены все замечания, выявленные в период эксплуатации прототипов, а подача пара, как части рабочего тела, в значительной мере улучшит экологическую характеристику агрегатов.
|
|
В условиях работы на современном рынке газовых турбин в СНГ нельзя не учитывать сложившуюся экономическую ситуацию, поэтому модернизация, продление ресурса и капитальный ремонт работающих агрегатов занимает приоритетное направление в АО "НИКТИТ". Был выполнен проект модернизации агрегата ГТК-10 совместно с ТОО "ABB-Невский" и ГП "Невмашсервис".
Основной целью модернизации является создание новых агрегатов типа ГТК-10М на базе бывших в эксплуатации и требующих замены агрегатов типа ГТК-10.
' - "НЕВСКИИ ЗАВОД |
Газотурбинные двигатели агрегатов типа ГТК-10, выработавшие свой ресурс или заменяющиеся на новые, демонтируются и передаются на завод- изготовитель, где проводятся работы по капитальному ремонту и изготовлению модернизированных узлов. На заводе-изготовителе проводятся следующие работы: разборка двигателя и полная дефектация, разборка ремонтной документации, разборка конструкторской документации на модернизированные узлы, изготовление модернизированных и пришедших в негодность узлов, сборка агрегата на заводском стенде, проведение комплексных испытаний головного агрегата и горячая прокрутка серийных агрегатов, консервация, упаковка и отправка агрегата Заказчику. После проведения модернизации первых агрегатов на заводе-изготовителе создается обменный фонд для планомерной замены агрегатов типа ГТК-10 на ГТК-10М.
Экологические характеристики агрегата улучшаются за счет применения комбинированных (так называемых гибридных) двухканальных горелок, в одном из каналов в которых заранее готовится и затем подается в зону горения топливно-воздушная смесь. При этом концентрация оксидов азота и выхлопных газов не превышает 50 ppm при условной концентрации кислорода 15%.
ГТК-5