Вопрос 3. Учение о познании

Познание- это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется как внешняя сторона вещей, так и их сущность, а так же человек исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и других объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.

Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают лишь его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания называется гносеологией (от греч. gnosis- познание и lоgоs-учение), т.е. учением о познании. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности.

В философии сложились две точки зрения на процесс познания:

• гностицизм- его сторонники считают, что мир познаваем, а

возможности человека в познании безграничны;

• агностицизм- его сторонники не верят в возможность человека

получить достоверные знания об окружающем мире и отрицают саму возможность познания мира.

Основными элементами, составляющими познания, являются:

• субъект познания- носитель познавательной деятельности,

прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая общность или общество в целом, т.к. оно за свою историю накопило огромный объём материальных и духовных ценностей- носителей результатов познания;

• объект познания- это, на что направлена познавательная

деятельность субъекта познания; ими являются предметы, процессы и явления материального мира (не только природные, но и создаваемые самим человеком).

Адекватное и идентичное (т.е. соответствующее действительности) отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искажённый, не соответствующий реальности результат познания называется заблуждением.

Помимо истины и заблуждений гносеология использует и другие категории, такие как:

· оценка- это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на законы, понятия, ценности;

· практика- это основная форма познания и критерий истины. Она представляет собой конкретную деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

К видам практики относятся:

- материальное производство;

- управленческая деятельность;

- научные эксперименты;

- социальные действия (преобразования в обществе).

Функции практики- это то, чем она является:

ü критерием истины, т.к. позволяет отделить истинные знания от заблуждений;

ü основой познания, т.к. все знания возникают в ходе практической деятельности людей;

ü целью познания, т.к. познание осуществляется для последующего использования полученных знаний на практике;

ü результатом познания, т.к. благодаря практике знания развиваются, уточняются, совершенствуются.

Общее направление процесса познания выражается в формуле: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике"­ здесь речь идёт о структуре процесса познания, его этапах и формах. Начальной ступенью познания является живое созерцание, т.е. чувственное познание, которое осуществляется с помощью органов чувств и проявляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из которых является субъективным образом объективного мира.

· Ощущение- это отражение в сознании отдельных сторон и

свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т.к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром.

· Восприятие- это целостный образ предмета, как синтез данных

отдельных ощущений.

· Представление- это способность воспроизводить ощущения и

восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представления связаны с памятью человека, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятий.

Представления завершают чувственное познание и выступают переходной формой к рациональному познанию, т.к. информация, содержащаяся в чувственных формах познающего создания, служит основой переосмысления, на которой могут возникать формы рационального познания.

Рациональное познание представляет собой более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

• Понятие- элементарная форма мысли, в которой предметы

отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах, закрепляемых их определениях.

Понятия выражаются в языковой форме- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и т.п.

• Суждение- форма мышления, отражающая вещи, процессы,

предметы, их свойства, связи и отношения. Если в понятиях отражаются только общие и существенные свойства и признаки предметов, то в суждениях отражаются любые свойства и признаки. Суждение обычно выражается повествовательным предложением, оно что-либо утверждает или отрицает.

• Умозаключение- это форма мышления, с помощью которой из

одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.

На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплексные, более сложные формы абстрактного мышления. С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность рационального, т.е. абстрактно-логического познания мира состоит в том, что оно может осуществляться вне непосредственной вязи с объектами познания.

Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение мира идёт через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постичь истину без предварительного логического доказательства. Известно немало случаев научных открытий с помощью интуиции, но при этом были необходимы: основательные знания материала, фундаментальная профессиональная подготовка, наличие поисковой ситуации, не всегда осознаваемая аналогия.

Контрольные вопросы

1. Что такое бытие и почему вопрос о бытии является проблематичным?

2. Как называется учение о бытии и кого считают его основателем?

3. Объясните слова: монизм, дуализм, плюрализм.

4. Назовите формы бытия и дайте им характеристику.

5. Что такое материя?

6. Какова структура материи в свете современной науки?

7. Назовите неотъемлемые свойства материи, без которых она не может существовать и охарактеризуйте их.

8. Приведите примеры взаимосвязи пространства и времени (в живой

природе и в общественной жизни).

9. Что такое познание и как в философии называется учение о познании?

10. Что представляют собой субъект и объект познания?

11. Назовите основные категории учения о познании и охарактеризуйте их.

12. Какую роль играет практика в процессе познания?

13. Объясните фразу: "От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него- к практике".

14. Объясните роль эмоций человека и его интуиции в процессе познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: