По цели и по теме | |
Бытовое (неофициальное, неформальное) | Связано с домом, семьей, друзьями. Темами такого общения может быть все, что интересует человека в жизни, а цель заключена в самих общающихся, то есть предметом бытового общения является сам человек как таковой |
Деловое (официальное) | Протекает в разных сферах общества – политической, юридической, научной, деловой, религиозной. Партнерами в деловом общении выступают люди, занимающие определенное социальное положение. Темы делового общения могут быть разные, но целью всегда яв конкретное дело |
По форме | |
Открытое | Темы и правила общения свободные, например, деловая беседа, домашний разговор, беседа друзей и пр. |
Закрытое | Темы и правила, принятые в данном обществе, например, светская беседа |
По свободе выбора партнера | |
Инициативное | Выбор собеседника происходит по усмотрению говорящего |
Принудительное | Выбор партнера общения связан с какими-либо обязательствами |
С позиций межличностных отношений | |
Кооперативное | Позиции, оценки, цели и установки коммуникантов совпадают |
Конфликтное | Позиции, оценки, цели и установки коммуникантов не совпадают |
Основные единицы речевого общения. Аристотель обозначил речевое общение так: «Речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается».
Современные исследователи выделяют следующие единицы речевого общения: говорящий, слушающий, речевое событие, речевая ситуация, речевое действие, или речевой акт.
Правила и приемы общения. Правила общения– это сложившиеся в обществе рекомендации по общению.Многие из них отражены в национальных пословицах, поговорках, афоризмах (Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать и др.). Правила общения отражают представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации.
Различают нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Нормативные правилаобщения отвечают на вопрос «Как надо? Как принято?»и описывают принятые в обществе нормы и правила вежливого, культурного общения, то есть правила речевого этикета. Правила речевого воздействия описывают способы воздействия на собеседника и отвечают на вопрос «Как лучше? Как эффективней?».
Выделяют также приемы общения. Приемы общения – это конкретные фразы, выражения или действия говорящего, с помощью которых он выполняет те или иные правила. Соблюдение правил и приемов общения помогает сделать общение комфортным и результативным.