Портовые экономические зоны

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети. Принятые за последние годы меры оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность принятия решений о направлении инвестирования, контроля за эффективным расходованием средств, отсутствия развитой системы частно-государственного партнерства. Все недостатки развития транспортной системы России в полной мере присущи производственной деятельности морских портов и аэропортов. Существенное отставание доли грузоперевозок морским и воздушным транспортом в структуре грузовых перевозок Российской Федерации и снижение доли грузооборота морского транспорта являются следствием неразвитости портовых инфраструктур, не отвечающих потребностям современной экономики.

Одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования -портовые особые экономические зоны.

Федеральным законом от 30 октября 2007 года №240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) определена возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон. Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующих морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Участки под ОЭЗ должны быть не менее 50 квадратных километров.

Капитальных вложений инвестора в портовую ОЭЗ должны составлять не менее 100 миллионов евро при строительстве инфраструктуры нового морского порта, а при строительстве инфраструктуры нового речного порта и аэропорта - не менее 50 миллионов евро.

На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц.

В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, портовые ОЭЗ, в отличие от других типов особых экономических зон, создаваемых на 20 лет, создаются на 49 лет, при этом продлению такой срок не подлежит.

"Рассматриваемый документ, безусловно, значительно улучшит деловой климат, создаст дополнительные рабочие места, обеспечит приток прямых иностранных инвестиций в нашу экономику", - уверен вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. В условиях экономической свободы, полагает он, с принятием закона о ПОЭЗ рост грузо- и пассажиропотока составит от 20 до 25% в год вместо нынешних 5.

Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:

- погрузочно-разгрузочные работы;

- услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;

- снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;

- ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;

- переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;

- работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);

- простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- оптовая торговля товарами;

- биржевая торговля товарами;

- обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.

Кроме того, Законом определено, что в портовой особой экономической зоне в отличие от других типов зон индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, не вправе осуществлять в ней предпринимательскую деятельность.

Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.

Кроме того, законопроектом предлагается установить условия регистрации организаций в качестве резидентов портовых особых экономических зон, в частности:

1. При осуществлении портовой деятельности резидентом портовой особой экономической зоны, размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не могут быть менее:

- 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами, не являющимися подакцизными товарами или минеральным сырьем;

- 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырье;

- 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.

2. При осуществлении деятельности по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта, объемы минимальных инвестиционных вложений составляют:

- при создании и развитии инфраструктуры нового порта - не менее 100 миллионов евро;

- при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта - не менее 50 миллионов евро;

- при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта (аэропорта) - не менее 3 миллионов евро (за исключением нематериальных активов) в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день подачи заявки на заключение соглашения в органы управления особыми экономическими зонами.

Предлагается использовать на территории портовых особых экономических зон таможенный режим свободной таможенной зоны. Указанная мера будет способствовать усилению привлекательности получения данного статуса и, учитывая требования по объему инвестиций, предъявляемые к резидентам, создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие портового хозяйства страны.

Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части распространения уже предусмотренных налоговых льгот в отношении резидентов особых экономических зон других типов на резидентов портовых особых экономических зон, расширения перечня операций не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также уточнения порядка подтверждения права на невзимание или на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость и акцизами, в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей и географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.

Создание ПОЭЗ на территории Российской Федерации с учетом мирового опыта будет способствовать экономическому развитию как непосредственно портов (аэропортов), так и регионов Российской Федерации. Указанный эффект достигается посредством активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства, дополнительного притока в страну прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки.

Летом 2008 года было сообщено, что по итогам конкурса особые портовые экономические зоны в России будут создаваться в аэропортах "Емельяново" в Красноярске и "Ульяновск-Восточный" в Ульяновске, а также в морском порту "Советская гавань" в Хабаровском крае. Таково решение специальной комиссии по отбору ПОЭЗ, состоящей из чиновников Минэкономразвития, Минтранса и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Об этом говорилось в официальном пресс-релизе профильных ведомств. Всего было представлено 17 заявок, из которых отобрали лишь три.

Аэропорт "Емельяново" получило право на особый статус из-за развитой инфраструктуры, мощного заправочного комплекса в 400 тыс. т топлива в год, грузового терминала мощностью 85 тыс. т груза в год и авиационно-технической базы. Создание ПОЭЗ в этом регионе позволит сделать из "Емельяново" крупный стыковочный узел на маршрутах из Европы в Азию и обратно.

Среди преимуществ аэропорта "Ульяновска-Восточного" комиссия отметила длинную взлетно-посадочную полосу длиной 5,1 км, способной принимать воздушные суда всех типов и современное свето-сигнальное оборудование. Помимо увеличения грузооборота создание ПОЭЗ в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города, считает комиссия.

Порт "Советская гавань" выбрана из-за выгодного географического положения - этот порт находится на восточном конце Байкало-Амурской магистрали. Создание ПОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань будет способствовать развитию проектов по ремонту судов и рыбопереработке, полагает комиссия.

Что касается других представленных на конкурс проектов, они также получили высокие оценки экспертов. Вместе с тем выявлена необходимость дополнительной проработки заявителями вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон.

Предполагалось, что может быть создано пять "морских" зон, расположенных в Азово-Черноморском, Арктическом, Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах. В последнее время на самом высоком уроне были озвучены амбициозные планы по максимуму "переключить" на российские порты транзит грузов, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу, и западные поставки в нашу страну. Сейчас значительная часть этих мощных потоков следует через гавани других государств.

Однако на пять "вакантных мест" поступило всего восемь заявок. А балтийские порты - Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск - даже отказались от участия в зонной борьбе. Проблема в том, что законом предусмотрены не слишком привлекательные условия для бизнеса, утверждают эксперты. И предлагают снять некоторые ограничения для потенциальных инвесторов и добавить им льготы. Иначе потенциальных инвесторов и грузоотправителей "отобьют" иностранцы.

Осенью 2008 г. был проведен новый конкурс по отбору портовых зон. Уже участвовавшие заявители могли еще раз подать доработанные заявки со всеми необходимыми уточнениями.

19.09.2008 Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин рассказал премьер-министру РФ Владимиру Путину о создании портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Красноярск». В ходе VII Международного инвестиционного форума в Сочи Путин осмотрел экспозицию «Российские особые экономические зоны», где были представлены проекты развития трех регионов страны, в том числе Красноярского края.

Красноярский край представил на стенде проект развития портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Красноярск». У этого стенда Александр Хлопонин рассказал Владимиру Путину об особенностях проекта и его перспективах. Губернатор пояснил, что суммарный объем инвестиций в проект составит порядка 24 млрд. рублей. 13% - это средства федерального бюджета, более 15% - средства краевого бюджета. Остальные деньги - около 18 млрд. рублей - средства самих резидентов.

В числе прогнозируемых результатов создания такой зоны в Красноярске - кратное увеличение к 2020 году объемов перевозимых грузов - с 50 тыс. до 798 тыс. тонн в год. Кроме Красноярского края проекты развития портовых зон на стенде представили Ульяновская область и Хабаровский край.

7.10.2008 Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга разработали законопроект, согласно которому порты города получат статус особой экономической зоны (ОЭЗ). По словам депутатов, придание городским портам статуса ОЭЗ позволит сократить ряд административных барьеров для различных компаний и будет способствовать консолидированному развитию портовой инфраструктуры Санкт-Петербурга.

О том, что Санкт-Петербург может стать первым городом РФ, в котором появится особая портовая экономическая зона, ранее заявлял председатель комиссии Совета Федерации РФ по национальной политике Вячеслав Попов. По его словам, особые портовые экономические зоны есть во многих странах, и Россия не должна быть исключением. Конкурс по созданию портовых особых экономических зон проводит Минэкономразвития РФ. Критерии отбора ОЭЗ портового типа, а также требования к заявке, подаваемой на конкурс утверждены Правительством РФ.

Конкурсная комиссия будет оценивать технико-экономические показатели инвестиционных проектов, которые будут реализовываться на территории ОЭЗ, размеры и доли расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на создание зоны, а также предполагаемый размер дополнительных доходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета от деятельности ОЭЗ.

Сингапур поможет нашей стране строить и осваивать технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны. И не против привести в российские зоны международный капитал.

Такие планы огласили в марте 2009 года глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов и министр торговли и промышленности Сингапура Ли Ии Шьен по итогам заседания Российско-Сингапурского объединенного управляющего комитета.

Замечу, что сингапурский опыт был взят на вооружение авторами идеи об особых экономических зонах в нашей стране. В свое время именно преимущества особых зон, которые Сингапур стал применять одним из первых, помог этой бедной стране Юго-Восточной Азии сделать мощный рывок вперед. Бывший глава Минэкономразвития Герман Греф встречался с автором "сингапурского экономического чуда" Ли Куань Ю. И договоренность о сотрудничестве была достигнута еще тогда. Представители российских зон были в Сингапуре на "стажировке", проводятся совместные семинары и тренинги.

Но теперь речь идет об использовании не только опыта, но и капитала. На территории Сингапура, чья площадь сравнима с Москвой, работает около 70 тысяч транснациональных компаний. И если в России будут созданы благоприятные условия для инвестиций, международный бизнес придет в особые экономические зоны. Сейчас страны готовят соглашение об избежание двойного налогообложения и окончательный вариант соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Именно они и станут сигналом для запуска совместных экономических проектов.

Сингапурский бизнес, дал понять Ли Йи Шьен, с интересом смотрит на планы по развитию особых экономических зон в портах. Россия будет использовать сингапурский опыт по развитию транспортной инфраструктуры, как сообщил директор департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития Сергей Чернышев. В будущем наши государства должны стать великими транспортными державами, считает он.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: