double arrow

Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений


Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в рамках админи­стративного судопроизводства и введено в качестве средства судеб­ного контроля в сфере публично-правовых отношений. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникаю­щих из административных и иных публичных правоотношений, при­веден в ст. 29 АПК. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуп­равления, иной орган, организация, наделенная ФЗ отдельными го­сударственными или иными публичными полномочиями, или долж­ностное лицо. Данные субъекты наделены властными полномочиями и используют эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпр. и иной экономической деятельности.

По общему правилу, закрепленному в ст. 27, 29 АПК, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граж­дан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК указанные в п. 1 ч. 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, явля­ются ли заявителями организации, индивидуальные предпринимате­ли или граждане.

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов отне­сены к подведомственным арбитражным судам. В настоящее время арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании норма­тивных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регу­лирования и валютного контроля; таможенного регулирования; эк­спортного контроля; патентных прав и прав на селекционные дости­жения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов ин­теллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимо­нопольного регулирования; естественных монополий; регулирова­ния банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности и др.

По общему правилу, к нормативным относятся такие акты, кото­рые устанавливают общеобязательные правила поведения для неоп­ределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

2. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные ин­тересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организа­ций, наделенных федеральным законом отдельными государ­ственными или иными публичными полномочиями, должно­стных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов.

Ненормативный правовой акт не обладает признаками, названными выше, адресован конкретному лицу.

К данной категории дел можно отнести, например, споры о при­знании недействительными решений налоговых, финансовых, тамо­женных, антимонопольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам и т.д.

3. Дела об административных правонарушениях также мно­гочисленны в практике арбитражных судов. Для отнесения этих дел к подведомственности арбитражных судов необходимо соблюдение двух правил:

- участниками споров являются органы, организации, наделенные федеральными закономи отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, юридические лица и предприниматели;

- административное правонарушение совершено при осущест­влении предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражного суда по рассмотрению таких дел опреде­лена ст. 23.1 КоАП РФ.

4. Дела о взыскании с организаций и граждан-предпринима­телей обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания, также подведомственны арбитражному суду. Такое же правило установлено ст. 46,104 НК РФ. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

5. По иным делам, отнесенным ФЗ к компетенции арбитражного суда, можно привести пример дела об обжаловании отказа или ук­лонения от государственной регистрации юридического лица (ком­мерческой организации) или индивидуального предпринимателя; о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; об ос­паривании постановлений, действий (бездействия, отказа в соверше­нии действия) судебного пристава-исполнителя.

Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из админист­ративных и иных публичных правоотношений, предусмотрен разд. I и II АПК. Для данной категории дел следует учитывать следующие особен­ности:

- дела данной категории возбуждаются на основании заявления;

- в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, отно­сящиеся к подсудности ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;

- ВАС РФ подсудны лишь те дела, которые указаны в ч. 2 ст. 34 АПК, остальные - арбитражным судам субъектов РФ;

- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбит­ражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, пре­дусмотренных ФЗ (ст. 53 АПК). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд;

- при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК, т.е. оставление иска без рассмотрения;

- в соответствии со ст. 333.37 НК РФ гос. органы, органы МСУ и иные органы освобождены от уп­латы гос. пошлины;

- в отличие от общих правил доказывания обязанность доказы­вания по делам, возникающим из административных и иных пуб­личных правоотношений, возлагается на гос. органы, органы МСУ, иные органы, организации, наде­ленные ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями и должностных лиц;

- обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государст­венными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному НПА и нарушение ими прав заявителя;

Возможность примирения сторон по данной категории дел яв­ляется новеллой. Одним из способов урегулирования спора являет­ся заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл. 15 АПК.



Сейчас читают про: