Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:
• правом на подачу заявления обладают организации (в том числе некоммерческие); граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (см. ч. 2 ст. 29 АПК); прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;
• нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами;
• оспариваемый нормативный правовой ак т или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сферах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК (налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и др.);
• оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 3 ФКЗ «О КС РФ»); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК (на стадии принятия) или производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, если это обстоятельство установлено в судебном заседании.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями.
Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию и форме (ст. 125 АПК), а также приложениям к нему (ст. 126 АПК) заявление должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 193 АПК (указание органа, акта).
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.
Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в 5-дневный срок со дня поступления заявления. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ст. 125, 126 АПК. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.
Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст. 125, 126 АПК, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст. 128 АПК) или его возвращения (ст. 129 АПК).
Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 133-136 АПК). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 137 АПК).