Учитывая уровень информированности и развития ребенка, выяснить факторы риска и возможные причины заболевания, его отношение к здоровому образу жизни. Выявить настоящие и потенциальные проблемы пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
Ø неустойчивость настроения;
Ø головная боль;
Ø риск возникновения обморочных состояний;
Ø снижение устойчивости к физическим и психическим нагрузкам;
Ø снижение внимания, познавательной деятельности;
Ø конфликты в отношениях со сверстниками и с семьей.
Возможные проблемы родителей:
Ø неадекватная оценка ребенка;
Ø непонимание нужд ребенка;
Ø неправильное воспитание (гипо - или гиперопека);
Ø дефицит знаний о заболевании.
Сестринское вмешательство
1. Научить родителей оказывать первую помощь ребенку при обмороках в соответствии с алгоритмом:
• уложить ребенка горизонтально, приподнять ножную часть кровати на 30-40°;
• освободить от стесняющей одежды;
• обеспечить доступ свежего воздуха;
|
|
• применить физические раздражители (поднести ватный шарик, смоченный нашатырным спиртом к носу);
• энергично растереть ребенка, укрыть одеялом, к ногам приложить грелку;
• напоить крепким сладким чаем.
2. Обсудить с ребенком образ жизни, который он ведет, и откорректировать его режим с целью предупреждения перенапряжений нервной системы. Рекомендовать ежедневные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном, удлинить продолжительность ночного сна до 9-10 часов, избегать длительных просмотров телепередач и занятий компьютерными играми (с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения ЦНС).
3. Приобщить ребенка к занятиям физической культурой, плаванием и другим оздоровительным мероприятиям (контрастный душ, лечебные ванны), хороший лечебный эффект оказывают аэробные тренировки. Научить приемам самомассажа рефлексогенных зон (затылочной области шеи и воротниковой зоны). Периодически проводить курсы физиотерапевтических процедур.
4. Рекомендовать пациентам придерживаться диеты №10. Исключить из рациона питания: соления, маринады, копчености, экстрактивные вещества, жирные сорта мяса, колбасные изделия, консервы, соленую рыбу, брынзу, макаронные изделия, сдобу, тонизирующие напитки (кофе, чай и др.). Пациентам с гипотонией посоветовать включить в рацион тонизирующие напитки. Принимать пищу чаще, но в меньшем объеме, последний прием должен быть не позднее, чем за 3 часа до сна.
5. Помочь родителям правильно оценивать состояние, способности и возможности ребенка. Обучить пациента и родителей технике измерения пульса и АД, самоконтролю состояния, правильной оценке показателей в покое и при физической нагрузке. При физических тренировках в первую неделю придерживаться предельно допустимых нагрузок (увеличение пульса не должно быть больше, чем на 15-20 уд/мин от исходного), постепенно величину тренировочной нагрузки увеличивать.
|
|
6. Проинформировать педагогов о необходимости создания ребенку адекватных психических, физических нагрузок в школе, помогать ему в трудных ситуациях, стараться при этом использовать только позитивные утверждения. Способствовать установлению доверительных взаимоотношений в семье, школе, со сверстниками. Бережным и чутким подходом постоянно содействовать повышению его эмоционального тонуса.
7. Убедить родителей критически оценивать свое отношение к избыточному весу ребенка, сформировать у него мотивацию на похудание, ответственно относиться к состоянию его здоровья. Вовлекать к участию в лечении ребенка всех членов семьи. Развивать в семье позитивное отношение к здоровому образу жизни
8. Порекомендовать родителям динамическое наблюдение за ребенком врачами специалистами - педиатром, кардиологом, эндокринологом и другими по показаниям.