Условное обозначение:
Устройство: состоит из статора и ротора.
Статор — как у асинхронного двигателя.
Ротор — имеет основную рабочую обмотку возбуждения и вспомогательную, короткозамкнутую обмотку, называемую пусковой, предназначенную для пуска СД.
Подключение: трехфазная обмотка статора подключается к сети переменного тока, а обмотка ротора — к источнику постоянного тока.
Токи статора и ротора вместе создают результирующее магнитное поле Фрез. За счет изменения тока возбуждения IВ ротора можно дополнительно подмагничивать синхронный двигатель, что влияет на создаваемую этим потоком ЭДС в статоре.
При этом, если IВ > IВ ном, Фрез увеличивается, ЭДС статора > Uсети, а это значит, что двигатель стал работать как генератор реактивного тока и отдаёт реактивную энергию в сеть. Это режим перевозбуждения.
Уменьшение IВ приводит к обратному процессу: E < U и синхронная машина потребляет из сети реактивный ток — это режим недовозбуждения. Величину реактивного тока (мощности) можно оценить по коэффициенту мощности cosφ.
На практике представляет интерес режим перевозбуждения, когда реактивный ток отдается синхронным двигателем в сеть, что способствует увеличению cosφ предприятия.
Зависимость тока статора от тока возбуждения называют U-образной характеристикой:
Способность работать с различным cosφ — основное достоинство синхронных двигателей.