Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Критерии деления права
на отрасли
|
|
Предмет правового
регулирования
(однородные общественные отношения)
|
| Метод правового
регулирования
(совокупность приемов, способов правового воздействия)
|
Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права.
Правовой институт – небольшая совокупность правовых норм, регулирующих обособленную группу качественно однородных общественных отношений.
|
| Черты правового института
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений
|
| нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны
|
| его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, юридических конструкций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга
|
| закрепляется институт права, как правило, в отдельном нормативном правовом акте или в каком-либо разделе нормативного правового акта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
| Виды правовых институтов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по сфере распространения
|
| отраслевые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| межотраслевые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по функциям права
|
| регулятивные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| охранительные
|
|
|
|
|
|
|
| по характеру норм
|
| материальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| процессуальные
|
|
|
|
|
|
|
|
по способу обособления юридических норм
|
| предметные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| функциональные
(обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции, касающейся многих разновидностей данных отношений
|
|
| в идеальном
смысле
(совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в материальном смысле
(материальные условия жизни общества)
|
|
Источник
права
|
| в формально-юридическом смысле
(форма выражения правовых норм)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в познавательном смысле
(памятники права, древние тексты)
|
|
|
|
|
| Нормативные правовые акты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юридический прецедент
|
|
Виды источников права
(в формально-юридическом смысле)
|
| Судебная практика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правовой
обычай
|
|
| Нормативный
договор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозные тексты
|
|
| Правовая доктрина
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правосознание
|
|
| Общие принципы права
|
|
Нормативный правовой акт – этоюридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.
Юридический прецедент - это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.
Нормативный договор - это соглашение, содержащее нормы права, заключаемое на добровольной основе, выступающее базой (основой) для принятия последующих правовых актов и юридических решений.
Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.
Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.
Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.
Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).
|
| Признаки нормативных правового актов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи
|
|
|
|
|
|
|
|
| исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией
|
|
|
|
|
|
|
|
| принимается в установленном процедурном порядке
|
|
|
|
|
|
|
|
| имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия
|
|
|
|
|
|
|
|
| может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей
|
|
| Нормативные правовые акты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Законы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Постановления
Правительства
|
| Акты министерств
и ведомств
|
| Указы
Президента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Акты органов исполнительной власти субъектов федерации
|
| Локальные
нормативно-правовые акты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
|
| Виды законов
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Конституция
| |
| по
юридической силе
|
|
|
|
|
| |
|
| федеральные конституционные
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| федеральные
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| субъектов федерации
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| постоянные
| |
| по времени действия
|
|
|
|
|
| |
|
| временные
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| чрезвычайные
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| общего действия
| |
по кругу лиц
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| специальные
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| действующие на территории всей России
| |
по сфере действия
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| действующие на определенной части территории России
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Конституция
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| по форме
|
| Основы законодательства
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| Кодекс
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Закон
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| отраслевые
| |
по отраслевой принадлежности
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| межотраслевые
| |
| |
|
|
|
|
| лица, обладающие иммунитетом
|
|
| экстерриториальное действие
|
|
|
|
|
|
|
| лица без
гражданства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| иностранные граждане
|
|
| в пределах территории государства
|
|
|
|
|
|
|
| граждане
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в пространстве
|
| Действие
нормативных правовых актов
|
| по кругу
лиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| во времени
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вступление в юридическую силу
|
| утрата юридической силы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с даты подписания (регистрации, утверждения)
|
|
прямая отмена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с момента доведения до сведения исполнителей
|
| фактическая отмена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с момента, установленного в самом акте
|
| истечение срока действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по истечении определенного срока с момента опубликования
|
| изменение обстоятельств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с возникновением определенных обстоятельств
|
|
|
|
|
|
Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.