Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.
Правотворчество – вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.
| Законность
|
| Демократизм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гласность
|
|
Принципы правотворчества
|
|
Профессионализм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научность, в т.ч. планирование
|
| Строгая дифференциация правотворческих полномочий
|
|
| | | | | | | | |
|
|
| Стадии правотворческого процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка
|
| Принятие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| инициатива о
подготовке проекта
|
| внесение проекта на рассмотрение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| подготовка проекта
|
| обсуждение проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обсуждение проекта
|
| голосование проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| согласование проекта
|
| подписание акта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| доработка проекта
|
| опубликование (обнародование) акта
|
|
Правовые отношения – индивидуализированныеобщественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
|
| Признаки правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
разновидность общественных отношений
|
| носят волевой характер
|
| возникают на основе правовых норм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| характеризуются наличием у сторон субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей
|
|
| реализация правоотношений обеспечивается возможностью государственного принуждения
|
|
| | | | | | | | | | | | |
| социальные предпосылки –
фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие правового закрепления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки возникновения правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| юридические предпосылки –
совокупность условий, без которых правовые отношения не могут возникнуть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
норма права
|
| правосубъектность
|
| юридический факт
|
|
|
|
|
|
правоспособность
|
| дееспособность
|
| деликтоспособность
|
| | | | | | | | | | |
| Виды правовых отношений
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| общие
| |
| по способу индивидуализации субъектов
|
| |
|
|
|
|
| |
определенные (конкретные)
| относительно определенные
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| абсолютно определенные
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| регулятивные
| |
по функциям права
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| охранительные
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| конституционно-правовые
| |
| по отраслям
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| гражданско-правовые
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| уголовно-правовые и др.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| односторонние
| |
| по количеству прав и обязанностей
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| двусторонние
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| многосторонние
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| активные
| |
по характеру поведения субъектов
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| пассивные
| |
| |
|
| Состав правоотношения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
объекты
|
| содержание
|
| субъекты
|
|
|
|
|
|
| субъективные права
|
| юридические обязанности
|
|
|
| монистический
(один объект – поведение человека)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные подходы к понятию объектов правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| комплексный
(разнообразные объекты)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметы материального мира (вещи)
|
| продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, кино)
|
| Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| поведение участников правоотношений
|
| результаты поведения участников правоотношений
|
|
| | | | | | | | | | | | |
| Виды субъектов правоотношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| индивидуальные
|
| коллективные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| граждане
|
| государство
|
| государственные органы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| иностранцы
|
| национально-государственные образования
|
| муниципальные образования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лица без гражданства
(апатриды)
|
| некоммерческие организации
(юридические лица)
|
| органы местного самоуправления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лица с двойным гражданством (бипатриды)
|
| коммерческие организации
(юридические лица)
|
| трудовые коллективы и др.
|
| Организационная самостоятельность
(наличие самостоятельных органов управления, руководства)
|
| Экономическая обособленность
(наличие обособленного имущества в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способность самостоятельно представлять свои интересы, быть истцом (ответчиком) в суде
|
| Признаки
юридического
лица
|
| способность отвечать по своим долгам принадлежащим ему имуществом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наличие наименования, расчетного счета, юридического адреса, других официальных реквизитов
|
| Способность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| Содержание правоотношения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Субъективное юридическое право
|
| Субъективная юридическая обязанность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| возможность вести себя определенным образом
|
| необходимость вести себя определенным образом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| мера возможного поведения (правомочие)
|
| мера должного поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| право требования
|
| удовлетворение интересов управомоченного
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| право притязание
|
| наступление юридической ответственности
|
|
| | | | | | | | | | | | |