Мышление

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, н6о обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человек знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившейся на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности и различия между ними.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Различают определенные способы мышления.

Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Выделяют определенные виды мышления.

а) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал ранее.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – это мышление, совершающееся на основе абстрактных, отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

б) по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

в) по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное.

Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражений воздействий предметов и явлений объективного мира.

г) по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения.

Речь.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь и язык тесно взаимосвязаны: нет языка, не употребляемого в речи; нет речи без определенного для нее языка. Язык, как система знаков, включает слова с их значениями и синтаксис, набор правил, по которым строится предложение.

Психологический аспект значения языка состоит в том, что язык:

· Удваивает мир для человека, т.к. можно совершать действия с предметами даже в период их отсутствия.

· Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования.

· Управляет нашими психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, т.о. осуществляет волевое действие.

Психологический аспект значения речи состоит в том, что:

· Формирование сознания человека невозможно без общения с другими людьми при помощи речи.

· Речь размыкает для нас сознание другого человека.

· Речь делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества.

· Речь выводит наше сознание за пределы чувственного опыта.

· Психика – отражение, речь – обозначающее отражение, т.к. может отражать то, что недоступно восприятию.

Речь имеет несколько функций:

· Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

· Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношнеия, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

· Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать себя или других людей к действию.

· Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Речь имеет следующие свойства:

- содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значимостью и соответствием реальности.

- понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

- выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной и т.д.

- воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Выделяют различные виды речи:

- жестовая и звуковая;

- письменная и устная (монологическая и диалогическая);

- внешняя и внутренняя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow