Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, н6о обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человек знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившейся на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.
|
|
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение – это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности и различия между ними.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.
|
|
Различают конкретные формы мышления.
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Различают определенные способы мышления.
Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
Выделяют определенные виды мышления.
а) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал ранее.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – это мышление, совершающееся на основе абстрактных, отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
б) по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое.
Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
в) по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное.
Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражений воздействий предметов и явлений объективного мира.
г) по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).
Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения.
Речь.
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Речь и язык тесно взаимосвязаны: нет языка, не употребляемого в речи; нет речи без определенного для нее языка. Язык, как система знаков, включает слова с их значениями и синтаксис, набор правил, по которым строится предложение.
Психологический аспект значения языка состоит в том, что язык:
· Удваивает мир для человека, т.к. можно совершать действия с предметами даже в период их отсутствия.
· Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования.
· Управляет нашими психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, т.о. осуществляет волевое действие.
Психологический аспект значения речи состоит в том, что:
· Формирование сознания человека невозможно без общения с другими людьми при помощи речи.
· Речь размыкает для нас сознание другого человека.
· Речь делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества.
· Речь выводит наше сознание за пределы чувственного опыта.
· Психика – отражение, речь – обозначающее отражение, т.к. может отражать то, что недоступно восприятию.
Речь имеет несколько функций:
· Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
· Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношнеия, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
|
|
· Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать себя или других людей к действию.
· Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Речь имеет следующие свойства:
- содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значимостью и соответствием реальности.
- понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
- выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной и т.д.
- воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Выделяют различные виды речи:
- жестовая и звуковая;
- письменная и устная (монологическая и диалогическая);
- внешняя и внутренняя.