Двойная запись, ее сущность и значение

Метод двойной записи заключается в следующем — вся­кая хозяйственная операция затрагивает два счета (две ста­тьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в де­бет одного счета и в кредит другого. Причем записи на сче­тах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или несколь­ких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или не­скольких счетов в одинаковых суммах.

Таким образом, двойная запись:

• отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источниках или одновременно в составе средств и их источниках в процессе совершения хо­зяйственных операций (по дебету одних и кредиту других взаимосвязанных счетов) в равной сумме;

• обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источников их образования;

• дает возможность определить источник поступления и направления использования;

• позволяет проконтролировать экономическое содер­жание операций, их правомерность, а также отраже­ние в балансе;

• позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каж­дая сумма в результате хозяйственной операции отра­жается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот дебетовый всех счетов должен быть равен обо­роту кредитовому всех счетов. Отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требу­ющих исправления.

С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Корреспонденция счетов — это форма выражения взаимо­связи между счетами, возникающей при отражении в них обоих явлений, вызываемых хозяйственной операцией.

Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондиру­ющими счетами (например, счет 50 «Касса» может коррес­пондировать со счетом 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д.).

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые данной операцией. Процедура отра­жения на счетах суммы произведенной операции (на осно­вании оправдательного документа) называется бухгалтерской проводкой (оформление корреспонденции счетов по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подле­жащей регистрации).

Методика составления бухгалтерских проводок включает в себя четыре этапа. Рассмотрим их на примере конкретной хозяйственной операции:

Пример 1. Предприятие приобрело и оприходовало на склад материалы, полученные от поставщика.

I этап: Определяем, какие объекты учета участвуют в хозяй­ственной операции и какие счета при этом затрагиваются.

По содержанию хозяйственной операции видно, что здесь принимают участие два объекта учета и два счета: счет 10 «Материалы» и счет 60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками».

II этап: Устанавливаем как эти объекты учета связаны с балансом, то есть что они характеризуют: имущество (актив) или источники (пассив).

• счет 10 «Материалы» содержит сведения об имуществе предприятия, следовательно, это активный счет;

• счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» со­держит сведения об источниках образования имуще­ства, следовательно, это пассивный счет.

III этап: Определяем, как данная хозяйственная опера­ция повлияет на валюту баланса, то есть определяем тип хозяйственной операции.

В результате приобретения материалов на активном сче­те 10 «Материалы» произошло увеличение суммы, а на пас­сивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми» увеличилась задолженность перед поставщиками и под­рядчиками. Итак, данная операция увеличивает актив баланса, равно как и пассив баланса — это III тип хозяй­ственных операций.

IV этап: Исходя из схемы записей на активном и пассив­ном счетах необходимо установить, какой из двух счетов по данной хозяйственной операции дебетуется, а ка­кой кредитуется.

Более наглядно методика представлена ниже.

Этапы методики Объекты учета
I этап: определяем, какие объекты учета и счета учета затрагиваются в хозяйственной операции Материалы Расчеты с поставщиками (счет 10) (счет 60)
II этап: устанавливаем, как эти объекты учета связаны с балансом, то есть что они характеризуют: имущество (актив) или источники (пассив) Имущество Источник (актив) (пассив)
III этап: определяем, как данная хозяйственная операция повлияет на валюту баланса Увеличивается Увеличивается (+) (+)
IV этап: определяем какой из этих счетов дебетуется, а какой кредитуется Дт Кт

В целом бухгалтерская проводка имеет вид: Дебет счета 10«Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками»

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка — это когда в хозяйствен­ной операции затрагивается только два счета. Один дебету­ется, а другой — кредитуется.

Пример 2. Остаток невыданной заработной платы возвра­щен из кассы на расчетный счет в сумме 100 000 руб. Бух­галтерская запись будет следующей:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» — 100 000 руб.

Кредит счета 50 «Касса» — 100 000 руб.

Сложными называются бухгалтерские записи, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счета­ми по кредиту или наоборот.

Пример 3. Отпущены в основное производство материа­лы на сумму 625 000 руб., товары — 125 000 руб. Бухгалтерс­кая запись будет следующей:

Дебет счета 20 «Основное производство» 750 000руб.

Кредит счета 10 «Материалы» 625000руб.

Кредит счета 41 «Товары» 125 000руб.

Эту сложную проводку можно представить в виде двух простых:

1) Дебет счета 20 «Основное производство» 625 000 руб. Кредит счета 10 «Материалы» 625 000руб.

2) Дебет счета 20 «Основное производство» 125 000руб. Кредит счета 41 «Товары» 125 000руб.

При составлении сложных проводок следует иметь в виду, что правильной является только запись, в которой корреспонденция счетов выражена ясно, поэтому не следу­ет составлять бухгалтерскую запись, где одновременно зат­рагивается несколько дебетуемых и кредитуемых счетов.

В учете каждой хозяйственной операции присваивается свой порядковый номер, который указывается при разно­ске операций по счетам. Данная процедура называется сис­тематической записью.

Хронологическая запись предусматривает бессистемную регистрацию бухгалтерских проводок, придерживаясь толь­ко календарной очередности их оформления путем присво­ения каждой из них очередного порядкового номера. С ее помощью контролируется систематическая запись.

Наибольший эффект достигается сочетанием хроноло­гической и систематической записей. В такой комбинации запись в учетном регистре называется синхронистической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: