Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Современный русский литературный процесс: структура, векторы развития.  
Содержание лекционного курса
1.1. Политическая, общественная и литературная ситуация рубежа ХХ-ХХI веков. Понятие современного литературного процесса. Политическая, историческая, литературная характеристика последнего десятилетия ХХ века и первого десятилетия XXI века. Этапные романы конца ХХ — начала XXI века: В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), В. Пелевин «Поколение П» (1999), Т. Толстая «Кысь» (2000). Определение понятий «современный литературный процесс», «актуальная литература», «литература мейнстрима». Основные тенденции развития современного литпроцесса.
01.02.14 Формирование трехуровневой системы современной литературы: элитарная, массовая и беллетристическая литература. Переход современной русской литературы от идеологической к качественно дифференциальной структуре: массовая, беллетристическая и элитарная литературы. Особенности каждого уровня, жанры, имена, тенденции развития.
1.3 Отечественная литературная премия как регулятор СЛРП в отсутствии цензуры. Отмена цензуры в 1991 году, влияние свободы слова на современную литературу. Знакомство с основными отечественными литературными премиями, которые в отсутствии цензуры становятся регулятором СРЛП. Премии: «Русский Букер», «Большая книга», «Имени И. П. Белкина», «Имени Ю. Казакова», «Национальный бестселлер» и др.
  Жанровая палитра СРЛП.  
Содержание лекционного курса
2,1 Мемуарная и псевдомемуарная литература в контексте современной беллетристики. Особенности мемуарной, автобиографической прозы как жанра. Образ автора, личностный взгляд на историю. Художественное произведение как источник истории развития общества и психологического развития души человека. А. Чудаков, Н. Коржавин, А. Терехов, А. Найман, Ст. Рассадин и др. Проблема подлинности (документальности) и фикциональности.
2,2 Интерпретация событий национальной истории в исторической и псевдоисторической прозе русской современной литературы. Развитие современного исторического романа как продолжение традиций исторической прозы 60-80-х годов ХХ века. Новые имена и тенденции: А. Иванов, Ф. Гримберг, И. Ефимов. Постмодернистская псевдоисторическая проза: стратегии жанрового развития. Романы В. Шарова, В. Пьецуха, В. Аксенова, В. Пелевина, М. Шишкина, П. Крусанова.
2,3 Жанр рассказа в современном литпроцессе: особенности развития и основные тематические группы. Литературная премия имени Ю. Казакова как показатель художественной значимости современного рассказа. Жанровые признаки и тематические группы. Темы: семьи и родины; истории; войны; мистики и фантастики в современном рассказе.
2,4 Современный «дамский» роман: традиции, преемственность и новаторство. Развитие «дамского» романа как жанра и женской прозы как направления в СРЛП: история и новаторство. Поэтика: тема семьи как центральная проблема, диалог и интертекст, мотивы и архетипы. Основные имена: Л. Улицкая, В. Токарева, Д. Рубина, Ю. Лавряшина и др.
2,5 Современный русский детектив: особенности развития жанра. Развитие детектива как жанра: история и современность. Тематические и типологические виды детективов. Проект «Б. Акунин»: механизмы коммерческого успеха и интересного чтения. А. Маринина, Д. Донцова, А. Бушков и др.
Темы практических/семинарских занятий
2,1 Современная женская проза: традиции, преемственность и новаторство. 1. Мир человеческих отношений (семья) как игра страстей и проекция космической дисгармонии в женской прозе. 2. Бытийный подтекст быта: архетипы, вечные конфликты и коллизии, присутствие чудесного, восприятие действительности как живого абсурда, размытость грани между реальностью и ирреальным. 3. Проза Л. Улицкой: от неонатурализма к неосентиментализму.
2,2 Современный исторический и постмодернистский псевдоисторический роман: особенности жанровой динамики. 1. Специфика художественного переживания национальной истории в современной исторической и псевдоисторической прозе. 2. Жанровые принципы псевдоисторической прозы. 3. Различные исторические модели в исторической и псевдоисторической прозе. 4. Национальные традиции как первопричина неразрешимости коллизий, игра демонических сил, уничтожающих саму историю.
2,3 Жанр рассказа в современном литпроцессе. 1. Тематические разновидности современного рассказа. 2. Рассказы писателей разных поколений. В. Распутин «Женский разговор» (1995), З. Прилепин «Грех» (2008), О. Славникова «Сестры Черепановы» (2009).
2,5 Филологический метатекстовый роман как пример интертекстовой поэтики. Понятие метатекста: узкое и широкое понимание термина, различные концепции и точки зрения. Роман Ю. Буйды «Ермо» (1995), роман М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» (1991).
2,6 Авторские жанры в СРЛП. Изменение жанровых дефиниций в современной литературе. Усиление тенденции авторских жанровых номинаций. Концепция Т. Н. Марковой, профессора Челябинского ун-та. Различные примеры авторских жанров: роман-комментарий, роман-эссе и др.
  Литературные стили и направления СРЛП.  
Содержание лекционного курса
3,1 Судьбы реализма в современном литпроцессе. Развитие реалистических тенденций в современной литературе. Последние годы В. Астафьева, позднее творчество В. Распутина, рассказы Б. Екимова. Реалистическая поэзия А. А. Тарковского, Д. Самойлова.
3,2 Судьбы постмодернизма в современном литпроцессе. Постмодернизм: прошлое или будущее. Современные постмодернисты в прозе, поэзии и драме. Всплеск постмодернизма в 1990-е годы, культовые имена 1990-х: В. Пелевин, Ю. Буйда, И. Бродский, В. Сорокин, Т. Толстая и др.
3,3 «Новая драма»: новый реализм или постмодернизм Понятие «новой драмы», хронологические границы, перформанс, основные художественные миры и имена: И. Вырыпаев, бр. Пресняковы, бр. Дурненковы, К. Драгунская и др.
Темы практических/семинарских занятий
3,1 Нереалистическая поэзия в СРЛП. 1. Метафизический образ мира в новейшей поэзии (И. Бродский, Г. Айги). 2. Духовно-религиозный поиск (О. Седакова, Е. Шварц). 3. Метаметафоризм, концептуализм, минимализм, визуальная поэзия: игровые стратегии в современной поэзии.
3,2 Реализм: кризис направления или новая жизнь. 1. Реалистическая традиция в современном литпроцессе: кризис и переосмысление. 2. В. Распутин: утверждение безусловных основ существования народа и личности (память-природа-совесть), попытка защитить национальный образ миропонимания. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». 3. Прочтение и анализ: Б. Екимов: «Говори, мама, говори...», В. Маканин: «Асан», О. Павлов «Казенная сказка».
3,3 Постмодернизм: новый язык или кризис культуры. 1. Постмодернизм: образ мира и человека как игра представлений. Принципы постмодернизма и вопрос специфики их претворения на российской почве. 2. Литература как текст и как претворение духовной экзистенции. Имитация стилей, игра с дискурсами, игра сознания как существование вопреки действительности. 3. В. Сорокин «День опричника», В. Пелевин «Поколение П», Т. Толстая «Кысь».
3,4 Драматургия в контексте СРЛП: от 1960-х к 1990-м. Прочтение и анализ пьес А. Вампилова, Г. Горина, В. Славкина, Л. Петрушевской, Н. Коляды.
  Региональный аспект современного русского литературного процесса.  
Содержание лекционного курса
4,1 Провинция и провинциальный текст в современном русском литературном процессе. Понятие провинциального текста в современной русской литературе. Противостояние центра и провинции. Пермский текст, екатеринбургский текст, кемеровский текст как литературные категории.
4,2 Литературный Кузбасс: особенности регионального литпроцесса. История создания писательской организации Кузбасса и журнала «Огни Кузбасса». Структура журнала, анализ значимых явлений в прозе, поэзии. Разные десятилетия и поколения писателей Кузбасса. Традиционалисты и новаторы, основные имена в поэзии и прозе. Литературные премии Кузбасса.
4,3 Жанровое своеобразие Кузбасса литературного. Особенности жанрового развития кузбасской литературы. Жанр лирического стихотворения в поэзии поэтов 1960-х годов (В. Федоров, И. Киселев, В. Баянов). Жанр лирической пейзажной зарисовки в поэзии 1970-х годов (С. Донбай, А. Катков, Б. Бурмистров и др.). Жанр поэмы и ее судьба. Рассказы и повести В. Мазаева. Роман-эпопея С. Павлова.
Темы практических/семинарских занятий
4,1 Творчество В. Мазаева в контексте литературы Кузбасса. В. Мазаев как «классик» кузбасской литературы. Основные этапы творчества. Сборники прозаических произведений. Особенности сюжета, мотивная структура, публицистичность и экологичность прозы. «Праздник возвращения». «Задачка с двумя неизвестными». «Селевой поток». Рассказы.
4,2 «Женский почерк» кузбасской литературы. З. А. Чигарева и ее проза в 1960-70-е годы. Проза и публицистика Л. Скорик, Е. Дубро. Романы Ю. Лавряшиной 1990-х и 2000-х годов как развитие жанра мелодрамы.
4,3 Жанр романа в кузбасской литературе. А. Волошин «Земля Кузнецкая» (1949) как пример соцреалистического романа. В. Чивилихин «Память» (1968-83) как историко-документальный роман-эссе. Роман В. Переводчикова «Колдунья Азея» (2009) как пример условно-метафорической прозы. С. М. Павлов «Кузбасская сага» (2007) и историко-авантюрная проза.
4,4 Поэтические художественные миры разных поколений. 1970-80-е: С. Донбай, Л. Никонова, А. Ибрагимов, Н. Колмагоров, Б. Бурмистров, Г. Юров, В. Креков, А. Катков, В. Козлов и др. 1990-е: А. Правда. 2000-е: Д. Мурзин, М. Брюзгина.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: