Интернет-магазины

Дальнейший путь развития Интернет-витрин – Интернет-магазины. Вообще полная автоматизация торговли становится выгодной только с ростом ее масштабов. Пока несколько сотрудников справляются с ручной обработкой заказов покупателей, число которых невелико, коммерсантам проще организовывать торговлю через Интернет на основе Интернет-витрины. Однако для фирм проводящих сотни трансакций в день это не приемлемо.

На “выручку” приходит наиболее комплексная, хотя и сложная в реализации система интернт-торговли – Интернет-магазин. Эта схема охватывает все основные бизнес-процесы торгового предприятия: выбор товара, оформление заказа, проведение взаиморасчетов, а в случае продажи информационных товаров/услуг – доставка посредством телекоммуникационных сетей.

Интернет-магазин – предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и использующее для ведения коммерции Интернет. Интернет-магазин автоматизирует все основные бизнес-процесы торгового предприятия.

Интернет-магазин может вести электронную торговлю реальными товарами/ услугами (вино, автомобили, услуги сотовой связи и т.д.)и предлагать э лектронные материалы (программное обеспечение, компьютерные игры, видео- и аудио продукция и т.д.).

Преимущества интернет-магазина по сравнению с Интернет-витриной и офлайновыми торговыми комплексами:

o самая высокая степень автоматизации бизнес-процессов. А это всегда удобно и для покупателя, чьи заказы обрабатываются без задержек и проволочек; и для бизнесмена – поскольку здесь идет полный контроль над всеми процессами Интернет-торговли и различными маркетинговыми акциями (торговля на заказ, проведение рекламных компаний, организация распродаж …)

o удобство и персонализация обслуживания покупателя. Помимо ускорения процесса обработки заказа технологии многих Интернет-магазинов позволяют покупателю оперативно взаимодействовать с поставщиком, получить информацию о прохождении своего заказа, клиент может получать доступ к информации о своем счете, накопленных в данном магазине скидках, а также обретать множество сопутствующих услуг.

Что касается персонализации. В рамках торговли в Интернет-магазинах часто используются технологии профайлингасистематический сбор и анализ статистической информации о покупателях. При этом торговец обеспечивает учет покупательских предпочтений, клиенту предлагается ориентированный на него пакет услуг, определенный набор товаров, накопительные скидки и т.д.

o снижение издержек. Значительная экономия достигается за счет уменьшения товарных запасов на складах (или полного отказа от складских помещений), за счет сокращения издержек на оплату труда продавцов-консультантов, менеджеров по продажам.

o расширение потенциала рынка. Теоретически безграничные возможности для привлечения клиентов по всему миру.

Основной недостаток – Интернет-магазин является наиболее капиталоемким способом ведения электронной торговли. На создание Интернет-магазина требуются наибольшее разовые затраты по сравнению с прочими формами ведения электронной торговли, но при значительном товарообороте этот способ намного рентабельнее остальных.

Основные компоненты Интернет-магазина:

o Интернет-витринафронт-офис, расположенный на веб-сервере, имеющий активное содержание и снабженный виртуальной потребительской корзиной. Веб-сервер распределяет поступающие из Интернета запросы, производит разграничение доступа к информации для разных субъектов (разные клиенты: корпоративные, частные, VIP…, работники Интернет-магазина, системный администратор…).;

o Система приема платежей. Помимо платежных систем в некоторых случаях к Интернет-магазину подключаются системы доставки;

o Система учета и контроля исполнения заказов. Для ее функционирования используется СУБД-сервер, обеспечивающий хранение и обработку данных о товарах, клиентах, счетах…;

o Бэк-офис – совокупность бизнес-процессов и реализующих их организационных подразделений компании, не связанных непосредственным контактом с клиентами. Те структурные подразделения которые обрабатывают заявки клиентов, поступающие из фронт-офиса.

o Работой всей торговой системы управляет сервер приложений. Он так или иначе задействован в работе всех перечисленных выше основных компонентов Интернет-магазина. Например, понятно, что активное содержание веб-сайта Интернет-магазина требует постоянного контакта с информационными системами бэк-офиса, чтобы отследить новые поступления товаров, изменение цен на товары и проч. Так вот сервер приложений осуществляет интеграцию информационных систем бэк-офиса с веб-сайтом магазина.

Т.е. в общем случае минимум программно-аппаратных компонентов необходимых для функционирования Интернет-магазина – веб-сервер, сервер приложений и СУБД-сервер.

Те моменты которые мы рассмотрели, касались Интернет-магазинов в общем. Однако следует учесть, что существуют разные виды Интернет-магазинов. Виды Интернет-магазинов:

1. По используемой модели бизнеса различаются онлайновый магазин с отсутствием традиционной торговой сети и совмещение онлайнового бизнеса с офлайновым (когда Интернет-магазин создается на основе реально действующей торговой структуры).

Несомненным преимуществом обладают магазины второго типа. В этом случае симбиоз добавляет новые возможности обоим видам бизнеса:

· интернет-магазин пользуется преимуществом доставки существующей сети розничных магазинов

· для него нет проблем при возврате товара

· офлайновые покупатели могут предварительно ознакомится с товарным ассортиментом и характеристиками на сайте, а потом прийти в ближайший реальный магазин.

При совмещении онлайнового бизнеса с офлайновым следует помнить, что развитие электронной торговли не всегда приводит к суммарному росту числа покупателей и оборота торгового предприятия в целом. Часто происходит “каннибализация” рынков сбыта, т.е. Интернет-магазин начинает конкурировать с офлайновыми подразделениями фирмы и наращивает оборот путем переманивания их клиентов.

2. По наличию товарных запасов Интернет-магазины подразделяются на:

· Работающие по договорам с поставщиками (отсутствие товарных запасов). По сути это электронное посредничество виртуального торгового предприятия между производителями или дистрибъюторами товаров и розничными клиентами. Более привлекательные, чем у офлайновых конкурентов цены объясняются отсутствием затрат на аренду, содержание и оборудование торговых помещений и складов и невысоким уровнем расходов на персонал.

Эта бизнес-модель сразу приобрела популярность, но будучи легковоспроизводимой, она не обеспечивает стратегических конкурентных преимуществ. Когда на рынок выходит много Интернет-магазинов с малоизвестными (неизвестными) названиями и стандартным ассортиментом, отдельный продавец не может быть уверен, что сколь-нибудь значительное число покупателей выберут для приобретения товаров именно его сервер.

· Имеющие собственное складское хозяйство (наличие товарных запасов). Это подразделение офлайновой торгово-сервисной или производственной фирмы. Схема взаимодействия между продавцом и покупателем почти не отличается от схемы первой модели. Разница состоит лишь в том, что в этом случае магазин оперирует товарами собственного склада, а не склада поставщика и менее зависим от внешних факторов. Эта модель не так легко копируется конкурентами, т.к. требует капитальных затрат на создание складской системы и товарных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: