Метод определения среднестатистического износа машин, оборудования и транспортных средств на основе рыночных данных в ПИК «СтОФ»

В основе данной группы методов лежит предположение о существовании корреляционной связи между рыночной стоимостью объекта и хронологическим возрастом. Теоретические основы методов базируются на статистическом анализе цен объектов, выставляемых на продажу. В ценах вторичного рынка учтен совокупный износ, не дифференцируя износ на отдельные виды. Поэтому износ, рассчитываемый на основе анализа статистических данных, представляет собой совокупный износ объектов.

Метод реализуется в несколько этапов. На первом этапе проводят анализ рынка или сегмент рынка, к которому относится объект, собирают информацию о рыночных ценах продаж или предложений к продаже новых объектов и объектов, бывших в употреблении, при этом подержанные объекты продаются в нормальном работоспособном состоянии. Из выборки исключают объекты, прошедшие капитальный ремонт, объекты, находящиеся на консервации или в нерабочем состоянии.

На втором этапе строят точечный график зависимости цены от хронологического возраста объектов и подбирают уравнение регрессии (уравнение линии, аппроксимирующей статистические данные с наибольшей степенью достоверности).

На третьем этапе определяют функцию зависимости износа от хронологического возраста, как разность между стоимостью новых объектов и аналогичных объектов, бывших в употреблении.

В ПИК «СтОФ» реализуются восемь методов определения среднестатистического износа: метод ГКС и метод экспоненты, метод вероятностных моделей, метод логистических кривых, метод пользовательских кривых, метод РФЦСЭ, метод Р-03112194-0376-98, метод РД 37.009.015-98.

Метод ГКС – это метод расчета износа на основе рыночных данных. Для разработки метода ГКС в ПИК «СтОФ» специалистами ГУП «НИИ Статистики Росстата» проведена работа по делению основных фондов более чем на двести группировок.

Далее на основании переписи оборудования специалистами ГУП «НИИ Статистики Росстата» была составлена выборка для построения среднестатистических кривых износа.

При разработке среднестатистических кривых износа были исследованы соответствующие материалы в экономической и технической литературе, а также нормативные документы (например, о составе работ и результатах планово-предупредительных ремонтов), которые привели к выводу, что активный износ основных фондов происходит по подавляющему числу объектов во второй части их срока службы. Это значит, что линии остаточной стоимости должны иметь выпуклый профиль и располагаться выше прямой линии P. Такая постановка вопроса корреспондирует с позицией Госкомстата России, постановлением которого еще от 21.07.98г. №73 утверждена форма отчета №11, где в разделе 3 «Амортизация и затраты на капитальный ремонт основных фондов» впервые в статистической практике введен показатель «сумма аналитического износа», величина которого призвана отразить среднее снижение потребительских характеристик основных фондов по мере их эксплуатации.

На основании экспертных данных, учитывая все вышесказанное, были построены четыре кривые зависимости коэффициента (процента) остаточной стоимости от отношения хронологического возраста объекта основных фондов к их среднестатистическому сроку службы, приведенные на графике ниже (рис.4). В целом же по каждой из более 200 группировок применяется одна из четырех кривых среднестатистического износа, показанных на графике.

Рис.4. Кривые остаточного эксплуатационного ресурса при различных вариантах погодовой интенсивности износа.

В качестве среднестатистического срока службы оборудования в программе есть возможность применять средние реальные сроки службы, либо нормативные (по группам амортизации, по ЕНАО) сроки службы, либо сроки, взятые из технической документации.

Метод экспоненты - это метод расчета износа на основе рыночных данных по экспоненциальной зависимости между износом и хронологическим возрастом.

Статистическая обработка динамики обесценивания машин, оборудования и транспортных средств, относящихся к разным сегментам рынка, отличающихся областью применения, функциональным назначением, конструктивным и техническим исполнением (сухогрузные теплоходы, печатные машины, термопластавтоматы, автомобили, кривошипные прессы, комбайны, автобусы, компьютеры), позволило построить обобщенную формулу для расчета совокупного износа в зависимости от хронологического возраста [6]. Она имеет вид:

,

где Киз – коэффициент износа;

Тхр – хронологический возраст объекта;

Тсл – срок службы оборудования данной группы.

В качестве срока службы оборудования Тсл в методе по умолчанию применяются упомянутые выше средние реальные сроки службы.

Метод вероятностных моделей - это метод расчета износа машин, оборудования и транспортных средств на основе логнормального распределения, которое вместе с распределением Вейбулла и кривыми выживаемости, получившими название кривые Айова, позволяет описать процесс выбытия объектов из эксплуатации по мере достижения ими предельного состояния.

Износ определяется в два этапа, сначала считается средний остаточный срок службы по формуле:

,

v - отношение хронологического возраста к сроку службы.

На втором этапе рассчитывается износ по формуле:

,

где Тхр – хронологический возраст объекта;

Тсл – срок службы оборудования.

В качестве срока службы оборудования Тсл в методе по умолчанию применяется средняя из диапазона срока полезного использования для группы амортизации оцениваемого объекта.

Метод логистических кривых - это метод расчета износа на основе рыночных данных по логистической зависимости между износом и хронологическим возрастом.

На основе статистической обработки динамики обесценения машин, оборудования для таких подклассов ОКОФ, как металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины и станки, деревообрабатывающие станки, дорожно-строительные машины, автомобили легковые малого класса, относящихся к разным амортизационным группам были определены среднестатистические сроки службы, указанные в таблице 5, и построена обобщенная кривая зависимости приведенного коэффициента износа от отношения хронологического возраста объекта основных фондов к их среднестатистическому сроку службы, показанная на рисунке 5.

Рис. 5. Кривая зависимости приведенного коэффициента износа от отношения хронологического возраста объекта основных фондов к их среднестатистическому сроку службы

Таблица 5

Среднестатистический срок службы для амортизационных групп

Амортиз. группа          
Срок службы, годы          

Таким образом, среднестатистический износ методом логистических кривых рассчитывается по следующей обобщенной формуле.

Киз = (А – Квтпр + Квт,

где А – коэффициент предельного износа. В первом приближении принимаем для всех видов машин А = 0,96, в дальнейшем этот показатель может быть уточнен;

Квт – коэффициент износа вторичности. В первом приближении принимаем для всех видов машин Квт = 0,1, в дальнейшем этот показатель может быть уточнен;

Кпр – приведенный коэффициент износа, рассчитанный на основании зависимости представленной на Рис. 2 и применения линейной экстраполяции между точками оси абсцисс, указанными в таблице 6.

Таблица 6

Расчет приведенного коэффициента износа

t/tсл Кпр
  0,000
0,1 0,046
0,2 0,104
0,3 0,175
0,4 0,257
0,5 0,349
0,6 0,446
0,7 0,542
0,8 0,632
0,9 0,712
  0,779
1,1 0,834
1,2 0,877
1,3 0,909
1,4 0,934
1,5 0,952
1,7 0,975
  0,991

Метод доступен для машин, оборудования и транспортных средств, принадлежащих с третьей по седьмую группам амортизации. В настоящее время ведутся исследования по использованию логистической функции для моделирования обобщенной кривой износа подклассов ОКОФ, относящихся к неисследованным группам амортизации.

Метод пользовательских кривых -это метод расчета износа на основе кривых, загруженных пользователем в программу. Кривые вносятся в программу посредством таблицы, которая содержит износ объекта оценки в зависимости от хронологического возраста и срока службы. Износ определяется на основе данных таблицы с применением метода линейной интерполяции. Инструкцию по загрузке таблицы в программу можно посмотреть в пункте меню «Помощь по программе».

Методы расчета износа автомототранспортных средств (далее - АМТС) – это группа методов предназначенных специально для расчета физического износа АМТС. Методы построены на основе анализа рыночных данных по различным группам АМТС отличающихся: видом, классом, полной массой, объемом двигателя, видом перевозок, пробегом с начала эксплуатации, страной производства, страной эксплуатации и типом региона в котором эксплуатировался объект оценки.

В зависимости от вида АМТС и используемого метода применяется одна из формул расчета износа, описанных в таблицах ниже.

Таблица 7

Формула для расчета износа по методу РФЦСЭ, Р-03112194-0376-98

Вид АМТС Формула
Легковые транспортные средства* , [21] где – возраст автотранспортного средства, годы; – пробег автотранспортного средства, тыс. км; и - коэффициенты для разных видов автотранспортных средств (определяются по таблице 2 методики Р-03112194-0376-98).
Грузовые бортовые автомобили
Тягачи
Самосвалы
Самосвалы полноприводные
Специализированные
Бетоносмесители
Автобусы
Микроавтобусы

* Не применяется в методе РФЦСЭ при расчете износа легковых транспортных средств

Для расчета износа таких видов транспортных средств как мотоциклы и легковые транспортные средства в методе РФЦСЭ и РД 37.009.015-98 применяются формулы, описанные в таблице ниже.

Таблица 8

Формулы для расчета износа по методу РФЦСЭ и РД 37.009.015-98

Формула РФЦСЭ Формула РД 37.009.015-98*
, [23] где - усредненный показатель износа на 1 000 км. пробега, %; -усредненный показатель старения за 1 год эксплуатации, %. , [22] где - величина износа АМТС за год эксплуатации (значения износа приведены в таблице 4.1, 4.2, 4.3 методики РД 37.009.015-98); - коэффициент корректирования износа в зависимости от величины отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового (равен 0,25% или 0,1% за 1000 км. перепробега или недопрбега соответственно); - среднегодовой пробег (определяется по таблице 4.11 методики РД 37.009.015-98); - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект (значения коэффициента приведены в таблице 4.8 методики РД 37.009.015-98).

* Также применяется в методе РД 37.009.015-98 для расчета износа микроавтобусов

Для определения износа дорожно-строительной техники в методах РФЦСЭ и Р-03112194-0376-98 применяется табличный метод расчета износа АМТС, данные берутся из таблицы ниже.[21]

Таблица 9

Показатели износа дорожно-строительной техники по методам РФЦСЭ, Р-03112194-0376-98

Вид АМТС Возраст, лет
                   
Автогрейдеры                    
Погрузчики фронтальные одноков- шовые 8 22 29 46 52 68 75 88 95 96
Экскаваторы одноковшовые                    
Дорожные катки                    
Прочая дорожно - строительная техника                    

Износ АМТС по трем вышеперечисленным методам определяется с точностью до одного дня при помощи линейной интерполяции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: