При построении индикаторной диаграммы масштаб выбираем с таким расчетом, чтобы высота диаграммы была больше основания в 1,7…2,0 раза.
По оси абсцисс откладываем отрезок
, величина которого с учетом выбранного масштаба соответствует рабочему объему цилиндра
, а численное значение- ходу поршня
в масштабе
. Тогда величина отрезка
, соответствующая объему камеры сгорания
, определяется из соотношения (см. диаграмму)
, ОВ=130 + 15,85= 145,85 мм..
По оси ординат в выбранном масштабе
в 1мм откладываем значения давлений в характерных точках диаграммы
,
,
,
,
(см. диаграмму):
, 
, 
, 
, 
, 
, 
Линию, соответствующую атмосферному давлению
,
, проводим в виде тонкой горизонтали.
Построение политроп сжатия и расширения производим аналитическим методом. При аналитическом методе построение кривых сжатия и расширения вычисляем ряд точек для промежуточных объемов, расположенных между
и
,и между
и
по следующим формулам:
для политропы сжатия

для политропы расширения

где
и
- давление и объем в искомой точке сжатия и расширения.
Результаты расчетов промежуточных точек политроп сжатия и расширения
сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Значения расчетных точек политроп сжатия и расширения
| № точки | ОХ, мм | ОВ/ОХ | Политропа сжатия | Политропа расширения | ||||
| (ОВ/ОХ)n1 | Рx, МПа | (ОВ/ОХ)n2 | Рx, МПа | |||||
| 7,29 | 15,39 | 1,28 | 12,22 | 5,07 | ||||
| 4,86 | 8,81 | 0,73 | 7,33 | 3,04 | ||||
| 3,65 | 5,94 | 0,49 | 5,11 | 2,12 | ||||
| 2,92 | 4,37 | 0,36 | 3,86 | 1,60 | ||||
| 2,43 | 3,39 | 0,28 | 3,06 | 1,27 | ||||
| 2,08 | 2,74 | 0,23 | 2,52 | 1,05 | ||||
| 1,82 | 2,28 | 0,19 | 2,13 | 0,88 | ||||
| 1,62 | 1,94 | 0,16 | 1,84 | 0,76 | ||||
| 1,46 | 1,68 | 0,14 | 1,61 | 0,67 | ||||
| 1,33 | 1,48 | 0,12 | 1,43 | 0,59 | ||||
| 1,22 | 1,31 | 0,11 | 1,28 | 0,53 | ||||
| 1,12 | 1,17 | 0,10 | 1,15 | 0,48 | ||||
| 1,04 | 1,06 | 0,09 | 1,05 | 0,44 |
Для определения действительного среднего индикаторного давления
рабочего цикла через площадь
, построеной диаграммы, производят ее скругление
. Это объясняется следующим. В реальном двигателе за счет опережения зажигания или впрыска топлива (точка
) рабочая смесь воспламеняется раньше и давление в конце процесса сжатия повышается (до точки
), а за счет опережения открытия выпускного клапана (точка
) давление в конце процесса расширения снижается (до точки
). Процесс сгорания протекает по линии
, так как смесь в цилиндре догорает после прохождения поршнем ВМТ в точке 
Для определения местоположения точек
ниже оси абсцисс проводим прямую, на которой строим полуокружность радиусом
.
Из центра полуокружности вправо откладывают отрезок (поправка Брикса)
(
, примем
)
,
Из нового центра
проводим лучи
под углом
(угол опережения зажигания) и
под углом
(угол опережения открытия выпускного клапана).Точки С и D сносим на кривую сжатия (точка
) и кривую расширения (точка
). Для современных быстроходных двигателей угол опережения открытия выпускного клапана находится в пределах
, а угол опережения зажигания
.
Действительное среднее индикаторное давление, МПа,
,
где
- площадь диаграммы (
,
,
,
,
,
), мм2.







