Экономическое развитие и благосостояние страны

Ряд исследователей проводят анализ эффективности общественного сектора путем эмпирической проверки гипотезы о наличии прямой причинно-следственной взаимосвязи между ростом государственного сектора и улучшением социально-экономической ситуации в стране. Такой анализ требует применения не только статистических показателей, характеризующих непосредственно общественный сектор страны или региона, но и системы показателей, позволяющей охарактеризовать уровень экономического и социального развития страны, а также оценить степень достижения целей экономической политики.

Трудно дать универсальные рекомендации относительно разработки такой системы. Принципы ее построения и критерии отбора показателей должны соответствовать цели и задачам анализа, поэтому в каждом конкретном случае система может включать различные показатели. В данном разделе мы выскажем лишь несколько самых общих соображений относительно возможных путей построения системы показателей, характеризующей экономическое развитие и благосостояние страны.

Обобщающей характеристикой экономического развития страны является совокупный доход. Долгое время в качестве соответствующего статистического показателя использовался национальный доход. Позднее, во многом благодаря введению во многих странах системы национальных счетов (СНС), статистики в качестве показателя совокупного дохода стали использовать валовой национальный продукт (ВНП), а с 70-х гг. - валовой внутренний продукт (ВВП)[5].

Показатель ВВП позволяет наиболее компактно, в стоимостном выражении охарактеризовать масштабы экономической деятельности в стране и процессы производства, распределения и потребления за определенный период времени. В целях измерения темпов экономического роста лучше использовать показатель реального ВВП, или ВВП в фиксированных ценах, позволяющего элиминировать воздействие инфляционного фактора (в отличие от номинального ВВП, или ВВП в текущих ценах). При проведении межстрановых сопоставлений используют обычно показатель среднедушевого реального ВВП или темпов его роста, чтобы устранить влияние численности населения на величину ВВП. Среднедушевой ВВП рекомендуется использовать также для анализа тенденций экономического развития страны за длительный период времени, особенно если этот период сопровождался значительными изменениями численности постоянного населения страны. В последние годы в целях межстрановых сравнений уровней экономического развития ученые нередко используют ВВП, выраженный в паритетах покупательной способности валют. Этот показатель позволяет учесть особенности внутренней структуры цен каждой страны и исключить искажающее воздействие кросс-курсов валют, которые используются при пересчете абсолютных показателей ВВП разных стран в единую валюту.

Однако применение ВВП в качестве измерителя экономического благосостояния и социального развития нации вызывает ряд сомнений. Во-первых, рыночная стоимость товаров и услуг не всегда связана с их вкладом в уровень благосостояния. Во-вторых, ВВП -высокоагрегированный показатель и не дает информации о протекающих в обществе процессах распределения с точки зрения дифференциации и социального расслоения. В-третьих, ВВП не учитывает нерыночные виды деятельности и такие побочные результаты экономической деятельности, как, например, загрязнение окружающей среды. В-четвертых, ВВП и другие общеэкономические показатели предполагают существование определенной системы социальных институтов и норм, но не являются непосредственными измерителями и индикаторами результатов ее функционирования.

В этой связи еще с 70-х гг. многие экономисты предлагали различные способы корректировки ВВП с целью превращения его в обобщающий показатель экономического благосостояния. Сущность всех этих показателей в том, чтобы увеличить ВВП (или ВНП) на стоимостную оценку товаров и услуг, произведенных домохозяйствами, и свободного времени и уменьшить его на величину расходов, которые не являются непосредственным источником полезности (скажем, расходы на оборону) и стоимостную оценку величины ущерба от загрязнения окружающей Среды. Так, в 1972 г. американские экономисты У. Нордхауз и Дж. Тобин рассчитали для США показатель, который они назвали "мерой экономического благосостояния" (measure of economic welfare - MEW), в 1973 г. Самуэльсон предложил показатель "чистого экономического благосостояния" (measure of net economic welfare - NEW), в 1974 г. специалисты статистического бюро ООН разработали показатель "чистый полезный продукт" (net beneficial product). Наконец, наиболее известная разработка подобного рода - это предложенный Коббом и Дэли в 1989 г. показатель устойчивого экономического благосостояния (index of sustainable economic welfare - ISEW)[6]. Между указанными показателями и ВВП существуют различные соотношения. Например, для США, согласно расчетам Нордхауза и Тобина, MEW превышал ВВП практически в два раза, а величина показателя ISEW, напротив, оказывалась меньше, чем ВВП.

В принципе, при наличии информации о значениях указанных показателей благосостояния по интересующим объектам исследования или за исследуемый промежуток времени любой из этих индексов можно использовать для характеристики экономического благосостояния страны. Однако эта информация представлена в очень ограниченном числе источников (в основном в публикациях авторов соответствующих показателей, а также в специализированных изданиях Статистического бюро ООН). Поэтому при проведении эмпирических исследований гораздо проще работать с матрицами показателей, включающих, помимо ВВП в расчете на душу населения, показатели, характеризующие те аспекты экономического благосостояния и социального развития, которые нельзя описать с помощью ВВП. Этот же подход используется, когда необходимо дать оценку не только экономическому благосостоянию, но и уровню жизни населения или социального развития страны. Существует множество публикаций международных статистических организаций (ООН, OECD, ЮНЕСКО и др.) и отдельных авторов по проблемам разработки систем показателей для характеристики социального развития. Наиболее известные системы социальных показателей - это Система социальной и демографической статистики ООН (System of Social and Demographic Statistics - SSDS) и Перечень социальных показателей OECD. Основной принцип построения большинства систем социальных показателей - выбор сфер, или подсистем, социального развития, которые авторы считают наиболее значимыми, а затем - разработка (или выбор) показателей для каждой сферы.

В табл. 1 представлены наиболее информативные показатели, характеризующие социальное развитие.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: