в ВВП стран ЕС в 1984 году, %
| Страна | Потребление товаров и услуг | Трансферты и выплата процентов | Всего |
| Бельгия | 17,4 | 36,1 | 53,5 |
| Дания | 26,1 | 31,9 | 58,0 |
| Франция | 16,4 | 32,2 | 48,6 |
| Германия | 20,1 | 24,3 | 44,4 |
| Греция | 19,0 | 18,5 | 37,5 |
| Ирландия | 19,0 | 32,4 | 51,4 |
| Италия | 19,4 | 32,1 | 51,5 |
| Люксембург | 15,7 | 30,0 | 45,7 |
| Нидерланды | 16,8 | 41,2 | 58,0 |
| Великобритания | 21,9 | 22,4 | 44,3 |
| В среднем по странам ЕС | 19,2 | 30,1 | 49,3 |
Источник: [2, с.67].
Достижение определенного социального и экономического уровня развития уже не воспринимается многими как оправдание дальнейшему расширению общественного сектора. В первую очередь это относится к увеличению доли трансфертов. В современных государствах благосостояния системы социальной защиты трансформировались в системы поддержки большей части населения (не только в России 2/3 населения пользуются льготами), а социальное страхование становится системой поддержки доходов.
Для анализа эффективности общественного сектора и определения связи между ростом государственных расходов и социально–экономическим прогрессом В.Танзи и Л.Шукнехт [1, с.3–4] выделили три группы стран:
× Страны с большим общественным сектором(в 1990 году доля государственных расходов в ВВП превышала 50%): Бельгия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
Таблица 3.






