Наш последний шаг в этом разделе — объединить различные рассмотренные подходы для создания первого наброска общей теоретической схемы. Основная идея, из которой мы исходим, заключается в том, что люди используют для создания ситуационных моделей так называе^ мые схемы ситуаций. Это значит, что люди постоянно создают модели, и этот процесс ни произволен, ни сильно зависим от контекста. Они используют более или менее стабильные категории для объектов, составляющих ситуационную модель. Это значит также, что для создания моделей люди используют эффективные стратегии (van D i j k and К i n t s с h, 1983), из чего следует, что они анализируют различные ситуации в основном одним и тем же способом. Только различие в содержании определяет различие моделей: схематический каркас ситуации в большей или меньшей степени инвариантен (хотя для некоторых ситуаций не все категории и не всегда оказываются релевантными). [...] Терминальные узлы схемы заполняются множеством пропозиций, которые в свою очередь могут обобщаться в макропропозиции3. [...] Отличие схемы от действительного представления конкретного текста (базы текста) заключается в том, что схема модели может содержать в своих терминальных категориях значительный объем информации, которая не выражается и не должна выражаться в предложениях или тексте, например, потому, что она входит в пресуппозицию общего знания или является элементом личной эпизодической памяти, нерелевантным в конкретном тексте. Эти расхождения между базами текстов и моделями будут рассмотрены далее.
|
|
Другая характерная черта схемы ситуации заключается в том, что для различных составляющих ее категорий, таких, как участники или действие, существуют в свою очередь схемы общего характера: имеются интуитивные теории относительно лиц и действий, которые, если
в этом есть, необходмость, могут стать частью схемы мо
дели. '*
Для простоты мы предположили, что терминальные узлы схем моделей заполняются пропозициональными (макро)структурами. Ранее мы, однако, указывали, что модели могут быть не только пропозициональными, они могут также содержать аналоговую информацию, характеризующую, например, пространственную структуру ситуации, пространственные отношения между предметами, внешние свойства предметов и лиц (подробнее см. Johnson-Laird, 1983). Схема лишь показывает, что независимо от того, какого рода информация о ситуациях требуется, люди систематически различают, например, окружающую обстановку, обстоятельства, участников и их действия или различные свойства этих составляющих. Наконец, схема позволяет приписывать ситуациям общие свойства как на более высоких (макро)уровнях, так и на более низких (микро)уровнях. Вечеринка по случаю дня рождения может быть скучной в целом, могут быть скучными и отдельные ее участники. Иными словами, мнения и оценки, принадлежащие людям, могут быть составной частью осуществляемого ими моделирования ситуаций. В описании ситуации такие мнения и оценки могут проявляться только косвенно (например, в форме специфического выбора стилистически окрашенной лексики), обычно они не бывают представлены с помощью особых пропозиций в базе текста. Так, выбор слова hooligans 'хулиганы' вместо demonstrators 'демонстранты' в газетном сообщении (см., например, Halloran et al., 1970) является выражением оценочной пропозиции, входящей в модель, с помощью которой журналист описывает демонстрацию (см. также van Dijk, 1987b, с).
|
|
Наконец, следует, без сомнения, допустить возможность того, что модели являются сложными, т. е. состоят из других моделей. Так, в рамках общей ситуации вечеринки по случаю дня рождения в некоторых случаях мо-гУт быть выделены более специфические „ситуации", как ссора или пожар, характеризующиеся своими собственны-Ми временем и обстоятельствами, набором участников и событий. Обычно более общая ситуация в этом случае ожет играть роль своего рода фона, относиться к катего-ии обстоятельств для более частных ситуаций. В общем, мы можем предположить, что модели не просто являются *олированнымц структурами знания в эпизодической па-но они системно связаны по одной или нескольким
категориям или измерениям (ср., например, „время, когда я в прошлом году был в Калифорнии", или ситуации, в которых „участвовал Гарри"). Такие связи делают возможным сочетание или даже слияние частных моделей, а также процесс припоминания, описанный Шенком (1982).