Ситуации по определению уникальны. Они включают события и действия, определяемые конкретными пространственными и временными параметрами, а также уникальной последовательностью событий или действий и их участников. Из этого могло бы следовать, что и наши модели подобных ситуаций должны быть уникальными. Однако и это условие мы считаем слишком жестким. Разумеется, мы обладаем и уникальными моделями уникальных событий, которые мы пережили (или о которых мы слышали), и мы порой бываем даже способны извлекать такие частные модели из памяти, например, если они касаются чрезвычайно интересных или важных событий в нашей жизни или если они связаны с глубокими переживаниями. В этом случае новые ситуации, действительно, могут напомнить нам об этих событиях.
Однако такая теория эпизодических моделей была бы не в состоянии объяснить то, что, судя по всему, происходит, когда мы понимаем дискурс. В особенности нам бы хотелось эксплицитно выразить то, что происходит при обновлении нашего личного знания за счет новых сведений. Поэтому мы проводим различие между частными
|
|
и общими моделями. Частная модель как раз и является уникальной репрезентацией уникальной ситуации, в которой мы участвовали, о которой мы читали или слышали. Уникальная модель конструируется из следующих типов информации: 1) фрагментов уже имеющихся общих моделей, 2) информации, полученной из данного дискурса или из непосредственных наблюдений, 3) актуализированных фрагментов общего семантического знания. Иными словами, каждая частная модель представляет собой конструкцию ad hoc, составленную из других форм знания. После того как дискурс понят, эта частная модель употребляется уже реже, хотя есть основания предположить, что новые элементы этой частной модели служат для обновления уже имеющихся общих моделей. Информация о конкретной ссоре на конкретной вечеринке может быть использована для обновления наших знаний о ссорах и вечеринках. Только в некоторых случаях позднее мы можем испытывать потребность в частной модели, например, если мы хотим рассказать о том, что тогда случилось. Однако для большинства обыденных ситуаций уникальность такого рода не требуется. Ситуации, связанные с повседневной работой, покупками, домашними заботами или встречами со знакомыми, вряд ли принадлежат к числу событий, которые следует запомнить как нечто требующее уникального хранения в памяти. Скорее мы включаем информацию из частных моделей в более общие (но все же личные!) модели подобных ситуаций. В таких случаях общая модель определяется теми же условиями пространственного расположения, возможно, тем же периодом времени, теми же участниками, теми же типами действий или событий. Мы абстрагируемся от нерелевантных деталей, обстоятельств или действий. Следует подчеркнуть, что такие обобщенные модели не содержат общего, стереотипного знания того рода, какое обычно бывает представлено во фреймах или сценариях. Эта информация является общим достоянием для членов данного социума и не касается частных пространственных характеристик или участников, а только общих культурных свойств социальных ситуаций, таких, как угощение и вручение подарков на вечеринке по случаю дня рождения. Такие социальные сценарии могут составлять часть структуры общих моделей, но только при замене общих терминов частными. В самом деле, наши частные модели могут существенно отличаться от социальных сценариев.
|
|
Можно выдвинуть даже более сильное предположе-
ние: информация общего характера, которая содержится в сценариях, используется лишь при условии ее актуализации в частной или общей модели в тех случаях, когда люди понимают ситуацию или дискурс о ситуации. Если я конструирую модель вечеринки по случаю дня рождения, на которой я был, я вместе с тем конструирую и модель вручения подарка, угощения или беседы с Джоном. Строго говоря, сценарии в лучшем случае определяют множеством возможных моделей. Сценарий может, например, определять (в социальном плане), какого рода модели мы можем именовать вечеринками по случаю дня рождения. Наш предшествующий опыт, относящийся к вечеринкам, то есть наша общая модель вечеринок, может включать повторяющиеся факты из личной жизни, вообще не представленные в социальном сценарии. Используя наши личные модели для создания социальных сценариев, мы в общем случае отвлекаемся от такого специфического личного опыта. Мы нормализуем наш опыт, сравнивая его с опытом других людей, например, когда мы слушаем и запоминаем их рассказы о сходных ситуациях и их модели этих ситуаций. У многих эпизодических (общих) моделей нет вообще соответствующих сценариев. Тот факт, что мы можем обладать личными моделями уникальных событий, конечно же, не исключает существования общедоступного знания о таких событиях, в особенности если мы узнаем о них из сообщений средств массовой информации. Многие люди обладают личной моделью убийства президента Кеннеди, часто сопровождаемой специфической контекстуальной информацией (о том, когда и где они узнали эту новость; см. Brown and К u 1 i k, 1977), но личные модели уникальных событий могут включаться в социальное знание и становиться его частью. Иными словами, не всякое социальное знание организовано подобно фреймам и сценариям, как это бывает с повторяющимися, типичными эпизодами в той или иной культуре. Для нашего рассуждения представляет интерес то обстоятельство, что знание об общественных событиях, общедоступное для данного социума, может составлять пресуппозицию в дискурсе.