Можно считать тривиальным утверждение о том, что дискурсы не создаются и не воспринимаются в вакууме. Они являются неотъемлемой составляющей коммуникативных ситуаций. Поэтому мы полагаем, что носители языка создают и модель той конкретной ситуации, участниками которой они являются по определению. В то время как ситуационные модели можно назвать семантическими, так называемые контекстные модели являются прагматическими и социальными. Они необходимы, как мы уже видели, для того,.чтобы создать связную базу текста, определить жанр дискурса, представить цели и интересы участников дискурса, а также обеспечить должное внимание общепризнанным или ситуативно обусловленным характеристикам участников коммуникации, таким, например, как статус или социальная роль. Эти условия необходимы также для того, чтобы приписать дискурсу прагматическую интерпретацию, то есть определить, какой речевой акт при этом осуществляется: угроза, утверждение или просьба (van Dijk, 1981).
Контекстные модели, по определению, носят частный характер: они являются моделями данной специфической коммуникативной ситуации. Тем не менее в некоторых случаях на их основе можно создавать более общие модели, например модели проведенных нами важных или сложных переговоров или модель ситуации, в которой мы получили важный дискурс (во время собеседования при при-
еме на работу, на лекции, в телевизионной передаче и т. п.).
Поскольку конкретный дискурс составляет часть коммуникативного контекста, мы можем предположить, что репрезентация текста является частью контекстной модели. В самом деле, в некоторых случаях мы можем вспомнить не только, что было сказано (то есть часть базы текста), но и то, когда, кем и как это было сказано (К е е n a n, MacWhinney and May hew, 1977). Дискурс является неотъемлемой составляющей контекста. Он связан не только с объектами, о которых идет речь, и, следовательно, для его понимания требуются не только ситуационные модели. Дискурсы сами по себе являются социальными действиями, которые могут запоминаться ради самих себя. Такие дискурсы могут вызывать важные изменения в социальных отношениях и социальных ситуациях. Судебное разбирательство, например, в значительной степени состоит из обусловленных ситуацией речевых действий, таких, как обвинение (обвинительные заключения), иски, свидетельства, допросы и приговоры, которые в своей совокупности могут иметь важные социальные последствия. Из этого вытекает значимость конструирования людьми контекстных моделей тех коммуникативных ситуаций, которые имеют решающее значение для их жизни. В некоторых случаях мы даже вспоминаем только контекстную модель нашего разговора с кем-нибудь и совсем не помним, о чем шла речь (ситуационная модель).
В конечном итоге именно контекстная модель определяет типичную эпизодическую природу дискурса и частной ситуационной модели: она задает такие параметры, как время, место и способ получения нами информации о какой-либо ситуации. Хотя мы провели теоретическое разграничение между базой текста и общими или частными, моделями, находящимися в эпизодической памяти, а также между личностными и социальными моделями, следует сознавать, что вместе с обсуждаемыми здесь контекстными моделями система нашей памяти представляет собой интегрированную структуру этих видов информации. Мы уже видели, что репрезентация самого дискурса (базы текста и его поверхностной структуры) является частью контекстной модели, и эта контекстная модель находится в систематических отношениях с конструируемой частной ситуационной моделью. [...]
Контекстная модель позволяет нам провести также теоретическое рассмотрение различий между устной и пись
менной речью (Rubin, 1980). Вообще говоря, мы исходим из того^что модели ситуаций создаются и требуются для понимания как устных, так и письменных текстов. Однако иногда могут иметь значение и различия в способе коммуникации, и это следует отразить в контекстной модели. В некоторых случаях мы помним, в какой форме (устной или письменной) была получена нами данная информация, а иногда и то, кто нам ее передал. Важно и то, что в письменном тексте обнаруживаются различные сиг-- налы, способствующие формированию базы текста, макроструктур и моделей, сигналы, отсутствующие как таковые в устном тексте: верстка текста, заголовки, различные шрифты. Как уже говорилось, в этих случаях формирование макроструктур, как и извлечение необходимых моделей из памяти, может быть облегчено.
Однако основные различия между устной и письменной коммуникацией заключаются в системе стратегической организации процессов порождения и восприятия сообщений (Н i I d у а г d and Olson, 1982). В отличие от восприятия на слух, чтение допускает установление приемлемой для индивида скорости восприятия, понимания и усвоения знания. Это означает, что читающие могут уделить больше времени извлечению из памяти личностных моделей и могут активизировать больше информации, заключенной в этих моделях. В результате могут возникнуть и конфликты: более широкое и более уместное использование моделей дает возможность лучшего понимания, но в то же время бесконтрольная активизация информации, содержащейся в личной памяти, может приводить к смешению ее с информацией, содержащейся в данном тексте и в данной ситуационной модели. С другой стороны, богатая информация, содержащаяся в устном тексте (передаваемая интонацией, жестами, паралингвистически-ми элементами), позволяет конструировать более дифференцированную контекстную модель и, следовательно, способствует более эффективному восстановлению в памяти самой коммуникативной ситуации.