Пример: информационное сообщение и соответствующие модели

Поскольку полный анализ соответствующих моделей нания, необходимых для понимания даже простого тек­ста, занял бы, вероятно, большую часть отведенного для


этой публикации места, мы ограничимся лишь нескольки­ми фрагментами такого анализа. В таблице 1 (см. табл. в Приложении, с. 105—107) анализируется начало инфор­мационного сообщения, опубликованного в одной нидер­ландской газете („NRC-Handelsblad" от 12 июля 1983 г.). В левой колонке дана информация, содержащаяся в тексте и в части коммуникативного контекста (выраженная сред­ствами естественного языка без какой-либо формализа­ции), а в правой колонке — предполагаемые модели, акти­визируемые, используемые и обновляемые в ходе чтения информации. Поскольку не существует стандартных спо­собов представления множества процессов, происходя­щих при этом, используемая нами нотация моделей, их содержания, порядка воссоздания моделей, обновления и установления связей внутри и между моделями создана ad hoc. (см. табл. на с. 105—107).

Во-первых, мы видим, что контекст поставляет и акти­визирует некоторую информацию о типе коммуникации (газетное сообщение), типе газеты и о тех особенностях политической ориентации газеты (консервативной), кото­рые могут имплицитно воздействовать на газетное сооб­щение. Последнее может выразиться, например, в том, что о леворадикальных движениях будет сообщаться лишь негативная информация.

Заголовок текста и лежащая в его основе семантиче­ская репрезентация содержит понятия, которые могут служить для активизации основных моделей данного тек­ста, то есть ПЕРУ и (ВООРУЖЕННОЕ) НАПАДЕНИЕ. Частная модель в этом случае представляет собой сочета­ние информации, извлеченной из этих двух моделей, с ин­формацией, содержащейся в тексте: нападение произошло в Перу. Модели включают как общую информацию о Перу и вооруженных нападениях, так и возможную лич­ную информацию, связанную, например, с находящимися в Перу друзьями. Информация в моделях А.с и d получена из недавних газетных сообщений о террористическом дви­жении в Перу. Эта информация может подключать недав­ние конкретные модели текста и контекста и, следователь­но, частные модели этих террористических актов. Конвен­циональные категории, входящие в состав модели НАПА­ДЕНИЕ, такие, как участники, цель, действие, частично взяты (восстановлены заново) из информации, содержа­щейся в базе текста. Тот факт, что при нападении ис­пользовано оружие, составляет часть нашей общей моде­ли (и сценариев) нападения, кроме того, это предполагает-


ся заголовком („один человек убит"). Имеющиеся в на­шем распоряжении знания позволяют предполагать, что речь идет о политической акции. Последующие предложе­ния пополняют эти модели информацией: точное место­нахождение (Лима, штаб-квартира Партии народного действия), число нападавших, число пострадавших и как они пострадали, использованное оружие. Значительный объем информации, которая может быть использована или извлечена путем умозаключений, не выражен в тексте, например то, что Лима — столица Перу, что нападав­шие— противники правящей Партии народного действия, и, возможно, оценочное суждение типа того, что люди, нападающие на безоружных женщин, поступают плохо. Предшествовавшая информация в газетах могла сформи­ровать еще одну модель, а именно — о подпольном дви­жении „СЕНДЕРО ЛЮМИНОСО", что может задейство-' вать информацию, не содержащуюся в тексте, например о том, что раньше их поддерживали крестьяне. Это отсут­ствие информации в тексте может связываться с нашей моделью данной газеты (более подробно о понимании га­зетных сообщений см. van Dijk and Kintsch, 1983).

Разумеется, здесь не отражены образные представле­ния, которые могут возникать в нашем воображении, а именно то, как происходило нападение. Стреляли из ав­томобиля? Как можно бросить гранату из (движущегося) автомобиля? То же самое может относиться и к представ­лению о здании штаб-квартиры и т.п.4

Однако важнее то, что этот пример показывает, как фрагменты моделей извлекаются из памяти с помощью ключевых моментов текста, как они используются и об­новляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: