Для того чтобы иметь возможность участвовать в коммуникативном событии, мы создаем также модель контекста, отражающую коммуникативную обстановку, место действия, обстоятельства, участников, а также тип речевых или каких-либо других актов, включенных в процесс коммуникации. Саму репрезентацию текста или диалога можно считать ядром модели этого коммуникативного события: во время процесса коммуникации или вско-ре^тосле него такая репрезентация текста предоставляет возможность вспомнить или более или менее точно воспроизвести, что было сказано и как. По истечении длительного времени большая часть информации, содержащейся в тексте, уже не может быть извлечена из памяти; существует тенденция к запоминанию только макроструктур воспринятого текста, следовательно, структур самого верхнего уровня модели. Так, ни один читатель не может воспроизвести все подробности множества сообщений о нападении США на Ливию, переданные по радио или публиковавшиеся в течение нескольких дней. По-видимому, на основе всех этих текстов мы пытаемся представить себе случившееся путем моделирования ситуации; и позже, при воспроизведении этих текстов, например в беседе о новостях дня, используется эта модель, особенно макроструктуры ее высшего уровня. Иначе говоря, рассказы о нашем опыте или событиях, почерпнутые из прессы, представляют собой результат целенаправленного отбора, они частично отражают эпизодические модели, существующие в нашей памяти.
|
|
Воспроизведение текстов новостей не является поэтому обязательно верным: индивидуальные убеждения, мнения, опыт являются частью ситуационной модели текста, и воспроизведение таких текстов отразит не вполне точные воспоминания, то есть совсем не те сведения, о которых мы читали,— на самом деле будет воспроизведена информация, которую мы извлекли из нашей индивидуальной модели или создали по этой модели во время чтения текста. Информация, в основе которой лежат сценарии или определенные установки и которая стала компонентом этой модели, часто воспроизводится в предвзятой форме. Припоминание читателями уголовных историй, в которые оказываются вовлеченными юноши с черным Цветом кожи, наглядный тому пример (Graber, 1984). Отсутствие объективности основано на сложившихся
этнических убеждениях, на схемах этнических предубеждений, существующих в социальной памяти (Rothbart, 1981; van Dij k, 1987a). Вообще говоря, людям свойствен-
\ |
но наиболее полно припоминать информацию, которая подтверждает их знания, убеждения и установки или какие-либо особые отклонения от них.