Модели контекста

Для того чтобы иметь возможность участвовать в коммуникативном событии, мы создаем также модель контекста, отражающую коммуникативную обстановку, место действия, обстоятельства, участников, а также тип речевых или каких-либо других актов, включенных в про­цесс коммуникации. Саму репрезентацию текста или диа­лога можно считать ядром модели этого коммуникатив­ного события: во время процесса коммуникации или вско-ре^тосле него такая репрезентация текста предоставляет возможность вспомнить или более или менее точно вос­произвести, что было сказано и как. По истечении длитель­ного времени большая часть информации, содержащейся в тексте, уже не может быть извлечена из памяти; суще­ствует тенденция к запоминанию только макроструктур воспринятого текста, следовательно, структур самого верхнего уровня модели. Так, ни один читатель не может воспроизвести все подробности множества сообщений о нападении США на Ливию, переданные по радио или публиковавшиеся в течение нескольких дней. По-видимому, на основе всех этих текстов мы пытаемся пред­ставить себе случившееся путем моделирования ситуации; и позже, при воспроизведении этих текстов, например в беседе о новостях дня, используется эта модель, особен­но макроструктуры ее высшего уровня. Иначе говоря, рассказы о нашем опыте или событиях, почерпнутые из прессы, представляют собой результат целенаправленно­го отбора, они частично отражают эпизодические модели, существующие в нашей памяти.

Воспроизведение текстов новостей не является поэто­му обязательно верным: индивидуальные убеждения, мне­ния, опыт являются частью ситуационной модели текста, и воспроизведение таких текстов отразит не вполне точ­ные воспоминания, то есть совсем не те сведения, о кото­рых мы читали,— на самом деле будет воспроизведена ин­формация, которую мы извлекли из нашей индивидуаль­ной модели или создали по этой модели во время чтения текста. Информация, в основе которой лежат сценарии или определенные установки и которая стала компонен­том этой модели, часто воспроизводится в предвзятой форме. Припоминание читателями уголовных историй, в которые оказываются вовлеченными юноши с черным Цветом кожи, наглядный тому пример (Graber, 1984). Отсутствие объективности основано на сложившихся


этнических убеждениях, на схемах этнических предубежде­ний, существующих в социальной памяти (Rothbart, 1981; van Dij k, 1987a). Вообще говоря, людям свойствен-

\

но наиболее полно припоминать информацию, которая подтверждает их знания, убеждения и установки или ка­кие-либо особые отклонения от них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: