Социальные репрезентации, идеологические установки и производство новостей

Производство новостей и их восприятие обязательно включают в себя эти социальные репрезентации. Для жур­налистов и читателей, принадлежащих к одному обще­ству, классу или культуре, часть репрезентаций может быть общей, поэтому в газетных сообщениях обычно эти репрезентации предполагаются заданными. Предполага­ется также, что читателю или зрителю известны основные социальные институты и их характеристики, так же как и основные социальные группы или классы. События-новости и действия становятся понятными на фоне общих знаний в системе одной культуры, и эксплицитное выра­жение таких пресуппозиций является основной задачей критики средств массовой культуры (Hall, 1980). С дру­гой стороны, журналисты как отдельная группа также принадлежат к средним слоям общества, к категории слу­жащих. Большая часть из них предположительно принад­лежит к белому населению мужского пола и живет на За­паде. Соответственно нашей основной посылке о социо-*когнитивном характере репрезентаций установки.этой группы также находят отражение в их когнитивных репре­зентациях. Не только общие нормы, цели и ценности, но также и интересы, разделяемые членами разнообразных групп, воплощаются в то, что журналисты знают и ду­мают о других социальных группах и социальных струк­турах (Gans, 1979).

Следовательно, социальные схемы, существующие в представлениях журналистов, оперативно воплощаются в создаваемые ими модели новостей. Эти модели и схемы, вместе, определяют, как журналисты будут освещать но­вые социальные события, представлять их в (новых) моде-


лях и обновлять старые модели. Эти модели играют свою роль на каждой стадии процесса производства ново­стей, в обычной процедуре сбора новостей (сенсаций), в коммуникативном взаимодействии во время интервью и пресс-конференций, в восприятии всего материала тек­стов-источников и его обобщения и, наконец, в самом на­писании материала или его редактировании. В то же вр£мя все журналисты знают о форме представления ма­териала (об этом мы говорили выше), так же как и о стиле его изложения, наборе предпочтительных тем, о тех лич­ностях или группах, которые интересны для описания. Вся эта информация может быть использована как вклад в по­строение коммуникативной модели контекста, которая в свою очередь включает некоторые важные фрагменты общей схемы всего института средств массовой информа,-ции, представления о „текучке", особые цели, предельные сроки подготовки материала, а также 'личные качества журналиста. Общеизвестные ценностные ориентации (убеждения, профессиональные установки), относящиеся к определению большей или меньшей значимости сооб­щения (newsworthiness) теми, кто занят производством новостей (Galtung and Ruge, 1965; Golding and Elli­ott, 1979; Cans, 1979),— это практичные, разумные оце­ночные критерии, которые дают возможность стратегиче­ски распределять и отбирать источники новостей, в том числе тексты-источники, позволяют извлекать из них главную информацию, предоставляют возможность ви­деть перспективы развития событий и, наконец, опреде­ляют тематическую и стилистическую структуры сообще­ния. Эти ценностные ориентации основаны на сложном взаимодействии уже упомянутых социальных репрезента­ций (относящихся к данной культуре, этнической или ро­довой принадлежности, национальности, политической идеологии, основным целям) с информацией, которая бо­лее направленно определяет коммуникативную модель (читатели, предельные сроки подготовки материала, истинные цели).

На основе таких теоретических посылок можно сде­лать вывод, что репрезентация и воспроизведение собы­тий-новостей журналистами—г не такой простой и инертный процесс, это скорее набор конструктивных стратегий, на­ходящихся под социальным и идеологическим контролем. Производство сообщений определяется присущими каждому данному журналисту моделями, относящимися к событиям-новостям,—как при непосредственном наблюде-


нии событий, потенциально способных стать темой ново­стей, так и при чаще происходящей процедуре обработки текстов-источников, посвященных этим событиям. Такие модели, основанные на определенных социальных репре­зентациях, окрашены внутренней предвзятостью; для журналистов ведущих изданий это будут репрезентации, характерные для доминирующих групп. Это не исключает возможности индивидуальных вариаций, отклонений, со­противления условностям, поэтому репрезентации под­вержены некоторым изменениям: мы уточнили, что моде­ли воплощают личный опыт или намерения, и это пере-_-даетс* в сообщениях,.принимается другими журналиста­ми и используется для порождения контридеологии и про­тиводействий, при соответствующей социоэкономической и культурной обстановке. И все же социальные репрезен­тации и институциональные ограничения, которые также сознательно запоминаются (чтобы действовать соответ­ственно им, нужно знать их), являются очень вескими фак­торами, поэтому индивидуальные решения и действия журналистов касаются обычно менее важных аспектов производства новостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: