Введение. Впечатляющий прогресс, наблюдаемый за последнее десятилетие в области психологии и искусственного ин­теллекта

Впечатляющий прогресс, наблюдаемый за последнее десятилетие в области психологии и искусственного ин­теллекта, привел — среди прочих достижений, связанных с обработкой текста на естественном языке,—к осозна­нию того важного факта,что понимание текста предпола­гает не только знание языка, но также и знание мира. В частности, была сформулирована гипотеза о том, что важнейшим компонентом процессов построения и вос­приятия текстов является осмысление стоящих за ними социальных ситуаций и их когнитивная репрезентация. Внимание, которое уделяет этому предположению ряд научных дисциплин, все время растет, о чем свидетель­ствует настоящая книга. По всей видимости, многие уче­ные пришли к единому мнению о том, что построение мо­делей в памяти, соединяющих репрезентацию ситуаций с обработкой текстов (discourse), является многообещаю­щим и наиболее продуктивным направлением исследова­ний в данной области. И все же мы еще крайне мало знаем о природе таких моделей и их использовании. В этой гла­ве мы покажем, как связаны когнитивные модели социальных ситуаций с производством текстов, и продемонстрируем практическую полезность этого подхода, анализируя тек­сты, обладающие высокой социальной значимостью: по­вседневные беседы о группах национальных меньшинств.

* Teun A. van D i j k. Cognitive Situation Models in Discourse Produc-
;Ion^ The Expression of Ethnic Situations in Prejudiced Discourse (Chap-
P61 книги: "Language and Social Situations". New York, 1985,



1985 by Springer Verlag Inc.



Для установления эксплицитной связи между социаль­ными ситуациями, познанием и текстами требуется меж­дисциплинарный подход. Необходимо привлечь поня­тийный аппарат когнитивной и социальной психологии, микросоциологии и анализа дискурса. Таким образом,

i теоретическую базу настоящей главы составляют следую-

.*'!,., щие научные области:

1) когнитивная теория стратегической обработки ин­
формации.
Эта теория отводит особую роль стратегиче­
скому характеру производства и восприятия текстов; она
рассматривает продуцирование и восприятие текстов как
гибкий, многоуровневый процесс обработки данных, осу­
ществляемый в оперативном режиме (van Dijk and
Kintsch, 1983);

2) социокогнитивная теория текста (дискурса), кото­
рая распространяет построенную стратегическую модель,
приспосабливая ее к объяснению роли мнений и социаль­
ных отношений в процессе обработки текстовой информа­
ции (van Dijk, 1982);

3) социальное познание и теория социальных ситуаций.
С их помощью определяется общий подход к интересую­
щему нас когнитивному измерению социальных ситуаций
(Argyle, Furnham and Graham, 1981; Forgas, 1979,
1981; Furnham and Argyle, 1982); и, наконец, современ­
ные изыскания в сфере

4) этнических стереотипов в познании и диалоге
(Hamilton, 1981a; Tajfel, 1981; 1982). В более ранней
работе мы разработали на данной теоретической базе со-
циокогнитивную теорию репрезентации, а также теорию
структур этнических предубеждений и их стратегического
выражения в повседневном дискурсе (van Dijk, 1983,
1984а).

Здесь нам хотелось бы развить дальше положение о том, что модели (этнических) ситуаций играют весьма, заметную роль как в организации этнических убеждений и мнений в памяти человека, так и в их выражении в рече­вом общении. В частности, мы надеемся ответить на во­прос, как люди воспринимают, понимают и запоминают этнические столкновения и как информация о встречах с представителями этнических меньшинств „воспроизво­дится" в речи.

Эмпирический материал нашего исследования состав­ляют тексты, взятые из огромного множества свободных по своей форме интервью с жителями (белой) части гол­ландского населения в нескольких кварталах Амстердама.


Тему бесед составили группы людей, которые считаются в Нидерландах „иностранцами", а именно рабочие-иммигранты из стран Средиземноморского бассейна (главным образом из Турции и Марокко), а также лица, переселившиеся в страну из бывшей голландской колонии Суринам (недалеко от республики Гайана). Размышления и разговоры об этих группах являются весьма распро­страненным занятием для подавляющего большинства голландцев; эти группы быстро становятся жертвами рас­пространяющихся предубеждений и дискриминации.

Хотя существует несколько источников для таких к этнических предубеждений, например едва уловимое нега­тивное изображение этнического меньшинства средства­ми массовой информации (см. van Dijk, 1983a), очень многие стереотипы, по-видимому, передаются через не­формальные каналы повседневных разговоров. Поэтому мы попытаемся как можно глубже проникнуть в социоло­гические механизмы, лежащие в основе восприятия групп этнического меньшинства, представлений о них и отноше­ний к ним, а также изучить способы, какими вся эта ин­формация стратегически выражается в речи и таким обра­зом распространяется в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: