Впечатляющий прогресс, наблюдаемый за последнее десятилетие в области психологии и искусственного интеллекта, привел — среди прочих достижений, связанных с обработкой текста на естественном языке,—к осознанию того важного факта,что понимание текста предполагает не только знание языка, но также и знание мира. В частности, была сформулирована гипотеза о том, что важнейшим компонентом процессов построения и восприятия текстов является осмысление стоящих за ними социальных ситуаций и их когнитивная репрезентация. Внимание, которое уделяет этому предположению ряд научных дисциплин, все время растет, о чем свидетельствует настоящая книга. По всей видимости, многие ученые пришли к единому мнению о том, что построение моделей в памяти, соединяющих репрезентацию ситуаций с обработкой текстов (discourse), является многообещающим и наиболее продуктивным направлением исследований в данной области. И все же мы еще крайне мало знаем о природе таких моделей и их использовании. В этой главе мы покажем, как связаны когнитивные модели социальных ситуаций с производством текстов, и продемонстрируем практическую полезность этого подхода, анализируя тексты, обладающие высокой социальной значимостью: повседневные беседы о группах национальных меньшинств.
|
|
* Teun A. van D i j k. Cognitive Situation Models in Discourse Produc-
;Ion^ The Expression of Ethnic Situations in Prejudiced Discourse (Chap-
P61 книги: "Language and Social Situations". New York, 1985,
1985 by Springer Verlag Inc.
Для установления эксплицитной связи между социальными ситуациями, познанием и текстами требуется междисциплинарный подход. Необходимо привлечь понятийный аппарат когнитивной и социальной психологии, микросоциологии и анализа дискурса. Таким образом,
i теоретическую базу настоящей главы составляют следую-
.*'!,., щие научные области:
1) когнитивная теория стратегической обработки ин
формации. Эта теория отводит особую роль стратегиче
скому характеру производства и восприятия текстов; она
рассматривает продуцирование и восприятие текстов как
гибкий, многоуровневый процесс обработки данных, осу
ществляемый в оперативном режиме (van Dijk and
Kintsch, 1983);
2) социокогнитивная теория текста (дискурса), кото
рая распространяет построенную стратегическую модель,
приспосабливая ее к объяснению роли мнений и социаль
ных отношений в процессе обработки текстовой информа
ции (van Dijk, 1982);
3) социальное познание и теория социальных ситуаций.
С их помощью определяется общий подход к интересую
щему нас когнитивному измерению социальных ситуаций
(Argyle, Furnham and Graham, 1981; Forgas, 1979,
1981; Furnham and Argyle, 1982); и, наконец, современ
ные изыскания в сфере
|
|
4) этнических стереотипов в познании и диалоге
(Hamilton, 1981a; Tajfel, 1981; 1982). В более ранней
работе мы разработали на данной теоретической базе со-
циокогнитивную теорию репрезентации, а также теорию
структур этнических предубеждений и их стратегического
выражения в повседневном дискурсе (van Dijk, 1983,
1984а).
Здесь нам хотелось бы развить дальше положение о том, что модели (этнических) ситуаций играют весьма, заметную роль как в организации этнических убеждений и мнений в памяти человека, так и в их выражении в речевом общении. В частности, мы надеемся ответить на вопрос, как люди воспринимают, понимают и запоминают этнические столкновения и как информация о встречах с представителями этнических меньшинств „воспроизводится" в речи.
Эмпирический материал нашего исследования составляют тексты, взятые из огромного множества свободных по своей форме интервью с жителями (белой) части голландского населения в нескольких кварталах Амстердама.
Тему бесед составили группы людей, которые считаются в Нидерландах „иностранцами", а именно рабочие-иммигранты из стран Средиземноморского бассейна (главным образом из Турции и Марокко), а также лица, переселившиеся в страну из бывшей голландской колонии Суринам (недалеко от республики Гайана). Размышления и разговоры об этих группах являются весьма распространенным занятием для подавляющего большинства голландцев; эти группы быстро становятся жертвами распространяющихся предубеждений и дискриминации.
Хотя существует несколько источников для таких к этнических предубеждений, например едва уловимое негативное изображение этнического меньшинства средствами массовой информации (см. van Dijk, 1983a), очень многие стереотипы, по-видимому, передаются через неформальные каналы повседневных разговоров. Поэтому мы попытаемся как можно глубже проникнуть в социологические механизмы, лежащие в основе восприятия групп этнического меньшинства, представлений о них и отношений к ним, а также изучить способы, какими вся эта информация стратегически выражается в речи и таким образом распространяется в обществе.