Мы предположили, что тематические макропропозиции могут быть «считаны» с моделей ситуации, однако мы также отметили, что конкретный текст и контекстные ограничения могут менять эти темы. Другими-словами, в действительности темы нужно уметь строить. В самом деле, рассказывая своим друзьям историю о краже, мож> но акцентировать их внимание на разных аспектах этой ситуации, причем отличных от тех, что были выделены в докладе полиции про «те же события». То же самое относится и к тексту самого доклада полиции. Указанные ограничения могут оказывать влияние и на (1) иерархическую организацию тем (отдельная информация может быть повышена в ранге в ходе порождения текста), и на (2)
линейный порядок следования тем в тексте. Так, иногда тематические „причины" выражаются в тексте позже по сравнению с тем, как им это приписано некоторой моделью (ср., например, объяснения). В детективных историях, в частности, личность убийцы может быть установлена лишь в конце рассказываемой истории; сходные стратегии «нарастающего напряжения» встречаются и в повседневных рассказах.
Весьма сходным образом макропропозиции должны заполнять схематические категории текста, например пове-. стврвания или доказательства (аргументации). Это означает, что от типа текста зависит, какая тематическая информация должна „идти первой", аналогично тому, как тип текста определяет последовательность появления контекстной информации в рассказываемой истории.