Макропорождение

Мы предположили, что тематические макропропози­ции могут быть «считаны» с моделей ситуации, однако мы также отметили, что конкретный текст и контекстные ограничения могут менять эти темы. Другими-словами, в действительности темы нужно уметь строить. В самом деле, рассказывая своим друзьям историю о краже, мож> но акцентировать их внимание на разных аспектах этой ситуации, причем отличных от тех, что были выделены в докладе полиции про «те же события». То же самое от­носится и к тексту самого доклада полиции. Указанные ограничения могут оказывать влияние и на (1) иерархиче­скую организацию тем (отдельная информация может быть повышена в ранге в ходе порождения текста), и на (2)


линейный порядок следования тем в тексте. Так, иногда тематические „причины" выражаются в тексте позже по сравнению с тем, как им это приписано некоторой мо­делью (ср., например, объяснения). В детективных исто­риях, в частности, личность убийцы может быть уста­новлена лишь в конце рассказываемой истории; сходные стратегии «нарастающего напряжения» встречаются и в повседневных рассказах.

Весьма сходным образом макропропозиции должны за­полнять схематические категории текста, например пове-. стврвания или доказательства (аргументации). Это озна­чает, что от типа текста зависит, какая тематическая ин­формация должна „идти первой", аналогично тому, как тип текста определяет последовательность появления контекстной информации в рассказываемой истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: