В качестве иллюстрации теоретических предпосылок, сделанных в предыдущих разделах, рассмотрим несколько подробнее один тип социальной ситуации и один тип дискурса: встречи с представителями этнических меньшинств и повседневные разговоры об этнических меньшинствах и их представителях. Предпринятый нами анализ является составной частью действующего междисциплинарного проекта университета города Амстердама. Научные изыскания, проводимые в рамках этого проекта, преследуют две основные цели: разработать эксплицитную когнитивную теорию этнических отношений (и, в частности, этнических предубеждений), а также провести эмпирический анализ тех способов, какими люди ведут разговор об этнических группах и как следствие выражают свое отношение к этим группам. В отличие от большинства других экспериментальных подходов к изучению этнических стереотипов все необходимые данные мы извлекаем непосредственно из неформальных интервью с (белыми) представителями жителей Амстердама, составляющими большинство его населения. В заключительном разделе нам хотелось бы предложить объяснение некоторых свойств полученных экспериментальных данных
|
|
в терминах когнитивного представления о ситуационных моделях. Если ситуации в общем случае могут быть восприняты, поняты и представлены в виде эпизодических моделей, то можно, естественно, предположить, что к таким ситуациям относятся также и те, которые мы назвали здесь „встречи с представителями этнических меньшинств". Люди обычно много говорят друг с другом об этих встречах, и, анализируя разговоры и рассказы о них, мы тем самым глубже постигаем и природу социальных ситуаций, и их общую репрезентацию, (возможно, предубежденное) представление о встречах с этническими мень-
цп&ствами.
В настоящем разделе нас прежде всего будут интересовать когнитивные репрезентации ситуаций и стратегии обращения с ними. Меньше внимания будет уделено ха-.рактеристикам предубеждений в дискурсе, которые нами подробно рассматривались в других работах (van Dijk, 1983b, 1984а). На общее построение рассказов об этнических меньшинствах влияют не только глубинные когнитивные представления, но также коммуникативные и ин-теракциональные стратегии. В частности, выяснилось, что разговор о меньшинствах носит в высшей степени стратегический характер: с одной стороны, люди по возможности хотят выразить свое негативное отношение к ним или дать им негативную оценку, а с другой стороны, существующие социальные нормы обязывают людей производить хорошее впечатление и не казаться расистами. В ряде случаев эти конфликтующие стратегии самовыражения и положительного самопредставления (так сказать, „сохранения своего лица") можно наблюдать по их отражению в семантических процессах, стилистическом выборе той или иной пропозиции, риторических приемах и в ряде разговорных элементов (паузах, исправлениях, поправках, неправильных началах предложений или текстов). С другой стороны, часть свойств описываемых текстов-бесед можно проинтерпретировать как наблюдаемые.сигналы" поведенческих когнитивных стратегий управления всеми этими „деликатными"мнениями и убеждениями.
|
|