Наш подход к изучению структуры новостей, предполагающий анализ их текстовой организации, очевидно, не свободен от влияния результатов, полученных при анализе новостей и дискурса-новостей в других работах. Поэтому наш анализ необходимо предварить некоторыми замечаниями в отношении исследований, проведенных как со сходной, так и с различающихся точек зрения. Действительно, в конце 70-х годов отмечался быстро растущий интерес к изучению проблем производства, содержания и организации новостей в средствах массовой информации. Наметим лишь некоторые вехи в этом процессе (см. также: van Dijk, 1985; van Dijk, 1986).
Большинство работ, посвященных изучению новостей, отмечены социологической направленностью, независимо от различий в общем подходе к исследованию. Это может выражаться как в макросоциологической ориентации исследования, направленного на выяснение институциональных, профессиональных и культурных контекстов производства новостей, так и в микросоциологическом анализе журналистской практики, общепринятых правил работы, ценностных и идеологических ориентации, которые управляют повседневной деятельностью журналистов ' в сборе материала и его подаче в печать. Когда внимание исследователя обращается к содержанию, форме или стилю сообщения, то анализ обычно направляется на оценку социальных или культурологических характеристик средств массовой информации и коммуникации, например политических установок, принадлежности к определенным организациям и институтам или идеологической направленности взглядов того или иного журналиста или газеты. Специфика сообщения новостей рассматривается как возможный или даже необходимый результат таких социальных или культурных ограничений. Другими словами, дискурс новостей едва ли когда-нибудь анализируется сам по себе: обычно его рассматривают либо как особый вид дискурса (массовой коммуникации), либо как особое социокультурное произведение.
|
|
Существует ряд исследований дискурса новостей в чисто структурном плане, проводившихся лингвистами, специалистами в области дискурса, а также специалистами по семиотике, стилистике и риторике. Однако такие структуралистские работы часто односторонни. Тексты новостей в них используются в качестве примера или иллюстрации применения структурного анализа к изучению особых характеристик дискурса, например отбора лексики как компонента стиля.
Мы убеждены, что оба подхода важны и необходимы, однако, по нашему убеждению, их следует объединить. „Чисто" структурный анализ является довольно бесполезным теоретическим занятием, если мы не в состоянии со-' отнести структуры текста с когнитивными и социокультурными контекстами производства этих текстов-новостей и их восприятия. Развитие лингвистики и лингвистики текста в семидесятых годах действительно показало, что „контекстно-свободный" подход к языку, используемый, например, в построении формальных грамматик, является в лучшем случае односторонним и в любом
|
|
»
случае эмпирически неадекватным. Это относится, есте-: ственно, и к анализу дискурса новостей. Невозможно удовлетворительно объяснить многие специфические ограничения, накладываемые на структуру газетных новостей, точно не определив социальных (институциональных, профессиональных) условий их существования или их социо-когнитивных функций в системе средств массовой коммуникации. И действительно, почему новости всегда сопровождаются заголовками, крупными, жирно набранными, всегда на „верхушке" статьи? И наоборот, тщательный психологический, социологический или даже экономический анализ выпуска и потребления новостей будет в лучшем случае неполным без детального описания сути „продукта", вовлеченного в эти процессы. Процессы производства, понимания и запоминания новостей зависят от „формата" этого продукта.
Макросоциологический анализ газетных сообщений ограничивается в основном изучением институциональных и профессиональных характеристик процесса выпуска новостей журналистами, работающими для телеграфных агентств или газет (Tunstall, 1971; Boyd-Barret,1980), либо анализом экономических и идеологических средств контроля за выпуском новостей и газет (напр., Сurran (ed.), 1978; Gurevitch et al. (eds.), 1982). Хотя такие исследования и представляются важными в силу существования социальных и особенно идеологических факторов, довлеющих над журналистами во время подготовки сообщений, они редко показывают, как фактически действуют эти меры принуждения в системе реального производства печатных материалов и — в конечном результате — в выпуске новостей. Это и позволяет нам назвать такие исследования макроисследованиями; микроявления не попадают в сферу их внимания. Есть, однако, несколько- исключений, в основном в области идеологического анализа новостей, как, например, в работах Бирмингемского Центра по изучению современной культуры (напр., Hall et al.(eds.), 1981; см. также: Cohen and Young (eds.), 1981).
Существует также „промежуточный" уровнь анализа, а именно изучение конкретного производства газетных сообщений внутри самих учреждений, которые занимаются этим производством (R о she о, 1975; Gans, 1979; Schlesinger, 1978; Golding and Elliot, 1979). При этом исследуются повседневная журналистская практика, разделение труда, иерархические отношения, институцио-
нальные ограничения, диктуемые как руководством, так и читателями/читательским спросом или зависящие от системы ценностей и культуры, которые определяют деятельность журналистов. Хотя в таких работах так же редко уделяется внимание конкретному анализу самих сообщений, они дают возможность рассмотреть значение факторов, определяющих профессиональную деятельность журналистов в процессе производства сообщений: сжатые сроки подачи материалов, специфика сообщений-сенсаций, система редактирования, конкуренция, повсе-—дневная деятельность по сбору и отбору новостей.
Хотя нельзя провести строгого разграничения между макро- и микросоциологическими подходами (да его и не следует проводить; ср.: Knorr-Cetina and Cicourel (eds.), 1982), наблюдение за установившейся практикой производства новостей можно производить даже с более близкого ракурса, что делается, например, в этнометодо-логии (Tuchman, 1978; Fishman, 1980). На этом микроуровне анализа „работают" самые разнообразные параметры. При подробном анализе повседневных занятий журналистов как членов определенных социальных групп и сотрудников определенных печатных органов можно выявить не только профессиональные навыки, идеологические взгляды и систему ценностей и не только особенности организации обыденной работы по сбору материала. Заданные институциональные и социальные рамки или структуры обеспечивают производство новостей как одну из форм „конструирования действительности". Они определяют то, как журналисты „видят" наш социальный мир и отсюда—события-новости этого мира, а также особые задачи журналиста в воспроизведении этих событий в печатных сообщениях. Значительная часть этой новой информации предварительно формируется такими влиятельными источниками информации, как полиция и другие государственные или корпоративные учреждения. Их отчеты— в документах или сообщениях для прессы — о предпринятых ими действиях предоставляют журналистам господствующую точку зрения на сложившуюся ситуацию. Такого рода подходы, имеющие также интересную когнитивную окраску (поскольку они имеют отношение к правилам, категориям и процедурам интерпретации, Которые используются журналистами при воссоздании ситуации, лежащей в основе сообщения новостей), дают Нам возможность* связать макроконтекст новостей с ре-альными значениями и формами дискурса новостей. И все
|
|
ческими установками (см. также Kress and Hodge, 1979) газет и отдельных журналистов. Хартли (Hartley, 1982) также сосредоточивает свое внимание на структуре (теле)новостей, но делает это с более широкой перспективы, основывающейся на семиотическом анализе дискурса, что позволяет ему провести систематическое описание кинорепортажей, фоторекламы и кинофильмов (см. также Davis and Walton (eds.), 1983). Немало подобных исследований проводится в Великобритании, при этом ведущиеся здесь исследования новостей отличаются, пожалуй, наибольшей углубленностью и теоретическим многообразием. Несмотря на значительные расхождения между различными подходами, упомянутыми выше, представленная работа по исследованию дискурса новостей является, по сути, интересным сочета-, нием эмпирического и структурного анализов с критическим анализом идеологической направленности сообщения (см. также Downing, 1980). Большинство американских иссследований гораздо менее серьезны по своему характеру (к тому же авторами многих из этих работ являются журналисты). В тех случаях, когда они содержат элементы критического анализа, основное внимание в них уделяется вопросам искажения информации, нарушения гражданских прав или проблемам ведомственного или корпоративного контроля за производством новостей (Epstein, 1973; Diamond, 1978; Bagdikian, 1971; Altheide, 1974; Barrett, 1978; Abel (ed.), 1981). Часто такие исследования замыкаются на конкретных „обстоятельствах" описания; примером могут быть исследования того, как средства массовой информации освещают президентские выборы, Уотергейт, „расовые волнения" и подобные общественные события. В них может быть дана убедительная картина того, что было и что не было освещено, но они редко поднимаются до подлинно систематического анализа новостей. Не приходится от них ждать и тщательного исследования того идеологического фундамента, на котором покоится производство новостей в американской прессе. Наконец, даже не претендуя на полноту описания, сле-Дует отметить значительную работу по анализу новостей, проводимую в ФРГ, например деятельность Страсснера и его коллег (Strassner (ed.), 1975; Strassner, 1982). Хотя их работа имеет лингвистический уклон, определенное внимание уделяется в ней и таким аспектам функционирования новостей, как их производство и восприятие. |
же, даже при таком подходе, ощущается недостаток в кон-j кретном текстовом анализе.
|
|
Наконец, существует серия исследований и в социоло-; гии, и в лингвистике, которые непосредственно занимаю-] тся анализом новостей как таковых. О работе Центра по изучению современной культуры (CCCS) (Hall et al. (eds.), 1981) уже говорилось выше. Его деятельность, частично основывающаяся на работах французских исследо- j вателей в области анализа дискурса и идеологии, представляет собой попытку сочетания марксистского анализа деятельности средств массовой информации с понятиями, развиваемыми такими структуралистами, как Барт, Пеню и Альтюссер (см. Conn el and Mills, 1985).
Несколько другие задачи, но также уделяя большое внимание «социальной» оценке новостей, ставит перед собой Группа по изучению средств массовой информации при университете Глазго (1976, 1980, 1982). Проводимое этой группой и получившее широкую известность изуче- ] ние „плохих новостей" в программах телевидения представляет собой систематически производимый контент-анализ этих программ. Так же исследуются интервью и видеоряд передаваемых новостей, в которых особое внимание уделяется освещению забастовок. Эти исследования показали, среди прочего, что представление, если не предписание, о „беспристрастности" подачи новостей (в государственных радиовещательных компаниях типа Би-би-си) опровергается предвзятым освещением забастовок в пользу власть предержащих, что особенно заметно в ряде мелких деталей и в некоторых тонкостях репортажей (в их стиле, задаваемых вопросах, фотоснимках и т.п.) (подробнее об этом см. Davis, 1985). Хотя такой анализ новостей определенно является систематическим и более или менее эксплицитным, все же он не выявляет текстовую структуру новостей с аналитической или лингвистической точек зрения. Грамматически ориентированный подход мы находим, например, у Фаулера и др. (Fowler et al., 1979). Этим исследователям удалось показать, что предвзятость в подаче новостей может быть выражена даже синтаксической структурой предложений, например с помощью активных или пассивных конструкций, которые позволяют журналистам помещать или не помещать действующих лиц в позицию субъекта. Такой подход показывает, что даже при использовании ограниченных средств грамматического анализа можно выявить языковые способы выражения, соотносящиеся с идеологи-
В других исследованиях, например в исследованиях Книффки (Kniffka, 1980) и Люгера (Luger, 1983), внимание сосредоточено на особенностях языка и стиля новостей.
Завершая краткий обзор последних работ по анализу новостей и дискурса новостей, мы приходим к выводу, что внимание исследователей в основном концентрируется на „контексте" новостей, большинство исследований посвящено вопросам практической деятельности и социокультурным и идеологическим закономерностям производства новостей. Сами тексты исследовались мало, еще меньше изучались конкретные взаимоотношения текстов и контекстов новостей. Если новости и анализируются, то внимание исследователей обращено в основном на их „содержание", которое, конечно, важно, но, образно говоря, составляет лишь половину дела. Несколько лингвистических работ уже многое раскрыли в специфике синтаксиса и стиля языка текстов-новостей. В будущем, в течение ряда лет, предстоит, с одной стороны, тщательная, систематическая и теоретически обоснованная работа по ди-скурсному анализу новостей, а, с другой—по интеграции этих исследований с доминирующими в настоящее время исследованиями, имеющими социологическую направленность. К сожалению, эта глава является лишь одним небольшим шагом в первом из указанных направлений (подробнее см. van Dijk, 1986).