Темы семинарских занятий

Семинарские занятия имеют своей целью обеспечить глубокое изучение студентами основных вопросов курса, привить навыки работы с законами и другими нормативными актами, научить правильно толковать и применять действующее законодательство в конкретных практических ситуациях, творчески анализировать и оценивать актуальные проблемы теории и практики, разбираться в основных вопросах концепции реформы уголовного судопроизводства, перспективах развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

Закон устанавливает определенный порядок деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда. Органы дознания и предварительного следствия обязаны, еще до разбирательства дела в суде, тщательно собрать данные о личности обвиняемого и преступлении: время, место и способ его совершения, наступившие последствия; виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Все обстоятельства устанавливаются в порядке, регламентированным УПК РФ, в форме производства следственных и процессуальных действий.

К ним относятся: допросы, очные ставки, осмотры, обыски, задержания; освидетельствования, экспертизы, следственные эксперименты и т.д.

Расследование преступлений и разбирательство уголовных дел в суде невозможно без правильного уяснения и понимания вопросов теории судебных доказательств, представляющей собой фундаментальную тему уголовного процесса.

Семинарские занятия являются важной формой контроля за самостоятельной работой студентов.

К семинарским занятиям студенты должны научиться правильно и кратко излагать содержание задачи, четко формулировать ответы на вопросы со ссылкой на процессуальный закон и другой нормативный материал, а также ясно выражать и аргументировать свое мнение. Решения задач излагаются в письменном виде, кратко, обоснованно, со ссылкой на закон.

Несколько подробнее следует охарактеризовать такую форму занятий, как составление процессуальных документов. Вся деятельность органов дознания, предварительного следствия в уголовном судопроизводстве протекает в определенной процессуальной форме, которая обязывает совершать следственные действия в необходимых порядке, условиях, последовательности. Процессуальная форма обусловливает письменный характер уголовного судопроизводства, в том числе и предварительного расследования. Составление предусмотренных законом процессуальных документов - необходимое условие успешного производства дознания и предварительного следствия. Они служат свидетельством выполнения требований закона, являются средством фиксации соблюдения процессуальной формы. Процессуальные документы представляют собой целую систему гарантий осуществления правосудия. Нельзя рассматривать составление процессуальных документов лишь как технический момент. Средства фиксации в уголовном судопроизводстве и "существо" дела неразрывно связаны между собой. Таким образом, особое внимание должно быть обращено студентами на приобретение навыков составления основных процессуальных документов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, для чего необходимо использование предусмотренных в УПК РФ образцов.

Для проведения семинарских занятий студентам рекомендованы конкретные планы. Они составлены в соответствии с системой уголовного процесса, взаимообусловлены и взаимосвязаны. Студентам предлагается общий для всех тем законодательный материал и литература. По конкретным темам рекомендуется изучение специальной литературы.

Тщательная, добросовестная подготовка студентов к семинарским занятиям - главное условие их активности, эффективности приобретения навыков в следственной и судебной работе.

При подготовке к семинару по конкретной теме необходимо изучить соответствующие статьи закона, другие акты комментарий закона; рекомендованную по теме литературу. На основе этого рассмотреть теоретические вопросы, решив в письменном виде задачи (последовательное, обоснованное, краткое решение с обязательной ссылкой на закон); составить по указанию преподавателя соответствующий процессуальный документ, руководствуясь требованиями и используя образцы процессуальных документов. Следует изучать не только обязательную, но и дополнительную литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: