Процессуальный порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

Обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования. Заявление или сообщение о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в порядке частного обвинения, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель.

Порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях детально регулируется ведомственными нормативными правовыми актами.

Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, и времени их регистрации. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору.

После приема и регистрации повода к возбуждению уголовного дела проводится его проверка, которая заключается в проведении проверочных действий - собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. В рамках таких действий могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация). Таким образом, на стадии возбуждения уголовного дела осуществление следственных действий и применение мер процессуального принуждения (помимо перечисленных) не допускается.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 226 УПК до возбуждения уголовного дела допускается назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иных экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Не могут назначаться экспертизы, связанные с применением мер процессуального принуждения в отношении физических лиц.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что деятельность на стадии возбуждения уголовного дела представляет собой форму уголовно – процессуального доказывания, являющегося составной частью (подсистемой) целостной системы доказывания в уголовном процессе.

Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее десяти суток.

В случае невозможности принятия решения до десяти суток этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения, а по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, – прокурором до одного месяца. В необходимых случаях вышестоящим начальником следственного подразделения, вышестоящим прокурором срок проверки по заявлению или сообщению о преступлении может быть продлен до трех месяцев. При направлении прокурором в соответствии с пунктами 2 и 41 статьи 179 УПК материалов для проведения дополнительной проверки им устанавливается срок до десяти суток.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления орган дознания, начальник следственного подразделения, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче заявления, сообщения по подследственности;

4) о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 УПК уголовное дело частного обвинения.

К исключительной компетенции органов предварительного следствия в соответствии с их подследственностью с учетом особенностей, установленных главой 49 УПК, относится принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях:

- связанных со смертью человека;

- против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166–170 УК;

- совершенных депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, должностными лицами, занимающими ответственное положение, указанными в ч. 5 ст. 4 УК;

- совершенных должностными лицами прокуратуры, Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в связи с их служебной или профессиональной деятельностью.

О принятом решении сообщается заявителю и одновременно ему разъясняется право на обжалование решения.

При направлении заявления или сообщения по подследственности орган уголовного преследования обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Какое-либо указание на характер и виды этих мер в законе отсутствует. Поэтому применение меры по сохранению следов преступления определяется, очевидно, конкретной ситуацией и особенностями содеянного. К таким мерам можно отнести охрану места происшествия, его ограждение и фотографирование, временный запрет осуществления производственной деятельности или эксплуатации отдельных устройств и механизмов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: