Методические рекомендации по подготовке к занятию. Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить, что термин "уголовный процесс" следует рассматривать в нескольких значениях

Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить, что термин "уголовный процесс" следует рассматривать в нескольких значениях: деятельность, отрасль права, наука и учебная дисциплина. В процессе подготовки к занятию необходимо изучить содержание каждого из названных значений. В контексте вопроса следует иметь четкое представление о таких категориях уголовного процесса, как

- уголовно-процессуальное отношение;

- субъект уголовно-процессуального отношения;

- уголовно-процессуальная функция;

- уголовно-процессуальная форма;

- уголовно-процессуальный акт;

- уголовно-процессуальная гарантия.

Необходимо понять, что в теории и праве, наряду с термином "уголовный процесс", употребляется и другой "уголовное судопроизводство". Несмотря на словесное различие, этими терминами обозначается одно и то же понятие.

Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное право связано с другими отраслями права уголовным, гражданским, гражданско - процессуальным, административным и др. Кроме того, прослеживается тесная связь уголовно-процессуального права с такими науками, как криминалистика, криминология, судебная медицина и др.

Важно представлять соотношение уголовно-процессуальной деятельности с оперативно-розыскной деятельностью, играющей существенную роль в решении задач уголовного судопроизводства.

Одним из важнейших вопросов изучаемой темы является определение цели и задач уголовного судопроизводства. При этом необходимо знать, что относительно цели в теории уголовного процесса нет единой точки зрения. По нашему мнению, целью уголовного процесса является установление объективной истины по уголовному делу.

Следует отметить, что в уголовно-процессуальном законе цель не закреплена, но зато в ст. 6 УПК РФ определены задачи уголовного судопроизводства. Необходимо внимательно ознакомиться с указанной нормой и получить представление о содержании закрепленных в ней задач.

Особо следует отметить воспитательное воздействие, которое оказывает уголовный процесс не только на участников уголовного судопроизводства, но и на всех граждан.

Заслуживает пристального внимания вопрос о системе уголовного процесса. В его контексте следует понять, что производство по любому уголовному делу проходит определенные в законе этапы (части), называемые стадиями уголовного процесса. Совокупность последних образует систему уголовного процесса.

Необходимо уяснить, что все стадии объединены общими задачами и принципами, закрепленными в уголовно-процессуальном законе. Вместе с тем каждая стадия имеет свои конкретные задачи, свой круг процессуальных действий и их участников. Следует тщательно ознакомиться с рекомендованной литературой, проанализировать УПК РФ с целью определения конкретных стадий уголовного процесса и их содержания.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: