Введение

УДК 656.25(075.8)

ББК О275я73

© ДВГУПС, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

1. УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ МЕТОДОМ СЧЕТА ОСЕЙ.................................................................................... 6

1.1. Назначение и область применения устройств счета осей............................. 6

1.2. Принцип действия устройств счета осей...................................................... 7

1.3. Назначение, места применения, эксплуатационно-технические характеристики, экономическая эффективность устройств счета осей типа ЭССО.................. 8

1.4. Принцип действия и состав аппаратных средств
устройств счета осей типа ЭССО............................................................... 10

1.4.1. Напольное оборудование устройств счета осей.................................. 12

1.4.2. Блок постовых приемников................................................................ 18

1.4.3. Источник питания с системой сбора данных....................................... 24

1.4.4. Устройство сопряжения интерфейсов с каналом тональной частоты... 27

1.4.5. Пульт сброса ложной занятости.......................................................... 30

2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СЧЕТА ОСЕЙ
В РЕЛЕЙНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКЕ................................... 32

2.1. Назначение и принцип действия системы
полуавтоматической блокировки................................................................. 32

2.2. Линейная цепь системы РПБ-ГТСС для однопутного участка....................... 35

2.3. Работа схем РПБ-ГТСС при отправлении и приеме поездов....................... 40

2.3.1. Посылка блокировочных сигналов «Дача согласия»............................ 40

2.3.2. Увязка схем РПБ-ГТСС и электрической централизации
при установке маршрута отправления............................................... 42

2.3.3. Работа схем РПБ-ГТСС на станции приема........................................ 45

2.3.4. Контроль полносоставного прибытия поезда
при использовании устройств типа ЭССО......................................... 47

2.3.5. Посылка блокировочного сигнала «Путевое прибытие»...................... 50

3. ПРИМЕНЕНИЕ УСТРОЙСТВ СЧЕТА ОСЕЙ В СИСТЕМЕ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕЕЗДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
НА УЧАСТКАХ С ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ............................. 53

3.1. Резервирование рельсовых цепей
на переезде устройствами счета осей......................................................... 54

3.2. Работа схемы управления переездной сигнализацией
на однопутном участке................................................................................ 59

4. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ
И ПРИНЦИПОВ ДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВ СЧЕТА ОСЕЙ................................... 67

4.1. Описание рабочего места........................................................................... 67

4.2. Методика выполнения исследовательской работы...................................... 69

4.3. Требования к отчету по результатам выполненных исследований............... 72

4.4. Контрольные вопросы................................................................................ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 73

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................ 74

ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся условиях решение задач обеспечения эффективной работы железнодорожного транспорта возможно за счет создания информационно-управляющих систем на основе передовых технологий. Одним из приоритетных направлений в развитии технических средств железнодорожной автоматики являются устройства контроля участков пути на основе счета осей.

При развитии систем ЖАТ в европейских странах происходит постепенная разгрузка работы рельсовой нити с применением энергосберегающих технологий. Функция контроля свободности участка пути возлагается на системы счета осей, а функция АЛС – на точечные каналы передачи информации (евробализы) и непрерывные каналы (радиоканалы). Освобождение рельсовой нити от выполнения данных функций значительно упрощает построение устройств контроля целостности рельсовой нити (УКЦРН) и пропуск обратного тягового тока.

Контролируемый участок оборудуется счетчиками осей, которые располагаются аналогично изолирующим стыкам РЦ. Информация о количестве и направлении прохода осей вагонов передается на центральное счетное устройство СУ, находящееся на посту ЭЦ или в релейном шкафу. Это счетное устройство определяет количество осей на участке. При нулевом количестве осей на участке контроля он считается свободным.

Одна из таких систем – электронная система счета осей типа ЭССО, разработанная научно-производственным центром «Промэлектроника» при Уральском государственном университете путей сообщения, предназначена для контроля свободности участка пути любой сложности и конфигурации как на станциях, так и на перегонах. Имеются технические решения по ее модификации для отметки прохождения осей в системах обнаружения перегрева букс, позиционирования осей вагонов на весоизмерительных пунктах, измерения скорости и ускорения поездов. Устройства ЭССО контролируют свободность перегонов, участков приближения к переездам, блок-участков при автоматической блокировке, стрелочных секций и приемоотправочных путей на станциях, стрелочных и бесстрелочных участков в системах горочных автоматических централизаций. Кроме того, с помощью ЭССО обеспечивается увязка со всеми действующими системами железнодорожной автоматики: электрической централизацией, автоматической переездной сигнализацией, автоматической блокировкой, полуавтоматической блокировкой, маршрутно-контрольными устройствами, диспетчерской централизацией любого типа, горочной автоматической централизацией и т.д.

При всем разнообразии вариантов применения в ЭССО используются одни и те же универсальные базовые узлы как на участках с автономной тягой, так и на участках с электротягой постоянного и переменного тока.

Электронная система счета осей позволяет не только обеспечить безопасность движения, но и с минимальными затратами существенно увеличить пропускную способность перегонов. Внедрение ЭССО позволяет не только исключить такую дорогостоящую аппаратуру рельсовых цепей, как дроссель-трансформаторы, тяговые перемычки, изолирующие стыки и т.д., но также дает возможность снизить энергопотребление, затраты на обслуживание и другие эксплуатационные расходы.

На базе электронной системы счета осей типа ЭССО разработан целый ряд систем железнодорожной автоматики:

– микропроцессорная система управления переездной сигнализацией МАПС;

– микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ;

– система интервального регулирования движения СИР–ЭССО.

Цель данного учебного пособия – ознакомить студентов с работой устройств счета осей типа ЭССО и способами применения их в системах железнодорожной автоматики.

В связи с отсутствием доступной студентам учебной литературы по рассматриваемому вопросу авторами предпринята попытка кратко, на конкретных примерах объяснить основную роль счетчиков осей в современных системах ЖАТ.

В целях лучшего усвоения учебный материал сопровождается иллюстрациями, необходимыми выводами, контрольными вопросами.

Более того, для получения практических навыков и детального изучения аппаратуры ЭССО предусмотрено выполнение студентами исследовательской работы с применением стенда, разработанного и изготовленного авторами предлагаемого пособия.

1. УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ УЧАСТКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ МЕТОДОМ СЧЕТА ОСЕЙ

1.1. Назначение и область применения устройств
счета осей

На железнодорожном транспорте системы счета осей применяются для следующих целей:

– контроля занятости путевых и стрелочных участков в системах электрической централизации (ЭЦ) и автоматической блокировки (АБ);

– контроля прибытия поезда в полном составе с перегона на станцию в системах полуавтоматической блокировки (РПБ);

– определения номеров поврежденных колесных пар в системах обнаружения перегревшихся букс или неисправностей бандажей колес
(в системах контроля состояния подвижного состава на ходу поезда – ПОНАБ, ДИСК, КТСМ и др.).

В настоящее время отечественной промышленностью и зарубежными фирмами выпускается несколько разновидностей систем счетчиков осей. Наибольшее распространение получили следующие разработки: Уральского отделения ВНИИЖТ (УКП СО); НПЦ «Промэлектроника» при Уральском государственном университете путей сообщения (ЭССО); фирмы «SIEMENS» (АzS350, AzS600).

Счетчики осей рекомендуются к применению при отсутствии возможности или экономической нецелесообразности использования рельсовых цепей различных типов. Основными факторами, исключающими возможность применения рельсовых цепей, являются:

– низкое сопротивление изоляции (балласта) рельсовой линии;

– применение металлических шпал;

– загрязненность поверхности головок рельсов;

– мешающее влияние тяговой контактной сети, промышленных установок или линий электропередач и т. д.

В отдельных случаях счетчики осей могут применяться совместно с рельсовыми цепями.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными разработчиками и изготовителями аппаратуры счетчиков осей предложены соответствующие технические решения и налажен выпуск аппаратуры для применения ее в различных системах железнодорожной автоматики:

– на перегонах, оборудованных полуавтоматической блокировкой (в том числе и при ДЦ малодеятельных линий), для контроля свободности перегона, проверки прибытия поезда в полном составе и автоматического формирования блок-сигнала «Путевое прибытие»;

– перегонах, оборудованных автоматической блокировкой для контроля свободности отдельных участков с разводными или металлическими мостами, на которых не обеспечивается изоляция рельсов от элементов пролетного строения;

– станциях, оборудованных ЭЦ или устройствами ключевой зависимости стрелок и сигналов, для контроля свободности разветвленных и неразветвленных участков путей станции;

– в системах переездной сигнализации на перегонах при ПАБ и АБ для контроля свободности участков извещения к переездам и фиксации направления движения и проследования поезда.

Известно, что устройства счета осей не контролируют целостность рельсовых нитей, а при отсутствии рельсовых цепей, как правило, невозможно осуществить кодирование путей кодами АЛСН. В связи с этим применение счетчиков осей на главных путях станций, путях безостановочного пропуска и путях, по которым осуществляется движение пассажирских и пригородных поездов, а также на перегонах, оборудованных автоблокировкой, допускается только с разрешения ОАО «РЖД» при технико-экономическом обосновании.

В необходимых случаях на участках пути без рельсовых цепей кодирование кодами АЛСН можно выполнять с помощью шлейфов, укладываемых рядом с рельсами. Максимальную длину шлейфа рекомендуется принимать не более 250…300 м. При бóльшей длине участка пути следует использовать несколько шлейфов, включаемых через отдельные кодовые трансформаторы, это значительно повышает стоимость внедряемой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: