double arrow

Принцип действия устройств счета осей

В общем виде устройства счета осей можно представить структурной схемой (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема устройств счета осей

Любые устройства контроля участков пути методом счета осей, несмотря на различие физических принципов действия и конструкций, имеют следующие основные элементы:

Д1, Д2 – рельсовые датчики первичной информации, располагаемые непосредственно на рельсах на границах контролируемого участка пути (УП), взаимодействующие с каждым колесом или колесной парой железнодорожного подвижного состава в отдельности и вырабатывающие при этом сигналы (как правило, электрический сигнал);

СП1 и СП2 – счетные пункты на входе и выходе контролируемого участка пути с устройствами преобразования первичного сигнала в форму, удобную для передачи по выделенным или стандартным (телефонным) каналам связи (ЛС1, ЛС2);

РП – решающий прибор, иногда называемый приемником, который расположен, как правило, в аппаратном помещении, соединенный с рельсовыми датчиками линиями ЛС1, ЛС2; на основе полученной информации о количестве вошедших на участок пути колесных пар N и количестве вышедших колесных пар N′ он формирует сигналы: участок занят – получает питание реле РЗ; участок свободен – получает питание реле РС.

В настоящее время на участках железных дорог Дальневосточного региона наибольшее распространение получили устройства контроля участков пути методом счета осей типа ЭССО. В связи с этим ниже будут рассмотрены принципы действия и места применения только этих устройств в системах железнодорожной автоматики и телемеханики.

1.3. Назначение, места применения,
эксплуатационно-технические характеристики,
экономическая эффективность устройств счета осей
типа ЭССО

Назначение. Электронная система счета осей предназначена для
контроля свободности участка пути любой сложности и конфигурации как на станциях, так и на перегонах.

Места применения. Устройства ЭССО работают при любых, вплоть до нулевого, сопротивлениях балласта, в том числе на участках с металлическими шпалами, на цельнометаллических мостах. Они контролирует свободность участков приближения к переездам, блок-участков при автоматической блокировке АБ, стрелочных секций и приемоотправочных путей на станциях, стрелочных и бесстрелочных участков в системах горочных автоматических централизаций (ГАЦ), осуществляют контроль прибытия поезда в полном составе при полуавтоматической блокировке (ПАБ).

Помимо этого, имеется модификация ЭССО для отметки прохождения осей в системах обнаружения перегрева букс или позиционирования осей вагонов на весоизмерительных пунктах.

При всем разнообразии вариантов применения устройств счета осей они используют одни и те же универсальные базовые узлы. Устройства ЭССО применяются как на участках с автономной тягой, так и на участках с электрической тягой любого рода тока.

Электронные устройства счета осей типа ЭССО являются хорошей альтернативой рельсовым цепям, имеющим ряд существенных недостатков.

Внедрение ЭССО позволяет исключить такую дорогостоящую аппаратуру рельсовых цепей, как дроссель-трансформаторы, тяговые перемычки, изолирующие стыки и т.д., а также дает возможность снизить энергопотребление и эксплуатационные расходы.

Эксплуатационно-технические характеристики ЭССО:

– отсутствие каких-либо регулировок при установке и замене блоков;

– наличие автоматической настройка системы при включении и
поддержание этой настройки при изменении температуры окружающей среды;

– стыковка с компьютером посредством стандартных интерфейсов (поставляется программное обеспечение для отображения поездной ситуации);

– потребляемая одним счетным пунктом мощность не более 15 ВА;

– скорость прохождения оси над рельсовым датчиком 0…360 км/ч;

– гарантированная дальность передачи информации между напольной аппаратурой и аппаратурой поста централизации: до 10 км – по сигнально-блокировочному кабелю, от 20 до 35 км – по кабелям связи, без ограничений через каналы уплотненной кабельной, радиорелейной или волоконно-оптической линии связи.

Экономическая эффективность. Экономическая эффективность устройств типа ЭССО достигается благодаря:

– снижению стоимости оборудования участков пути по сравнению с рельсовыми цепями;

– снижению затрат на содержание устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и верхнего строения пути;

– уменьшению простоев подвижного состава и увеличению пропускной способности за счет уменьшения времени на восстановление устройств СЦБ;

– низкой стоимости оборудования по сравнению с другими системами аналогичного назначения: если сравнивать с РЦ, то срок окупаемости ЭССО за счет снижения стоимости оборудования и эксплуатации составляет 0,9 года – на участках с электрической и диспетчерской централизацией и 2,9 года – на малодеятельных участках при автономной тяге;

– исключению медьсодержащей аппаратуры, используемой в РЦ.

Внедрение ЭССО позволяет не только повысить безопасность движения на малодеятельных участках, но и дает возможность оборудовать эти участки диспетчерской централизацией.

1.4. Принцип действия и состав аппаратных средств
устройств счета осей типа ЭССО

Структурная схема устройств счета осей типа ЭССО для контроля трех неразветвленных участков пути 1П, 2П, 3П представлена на рис. 2. Устройства типа ЭССО состоят из напольного и постового оборудования. К напольному оборудованию относятся рельсовые датчики (РД), устанавливаемые на границах контролируемых участков и соединенные с ними напольные электронные модули (НЭМ), которые размещаются в непосредственной близости от РД в путевом ящике.

Рис. 2. Структурная схема устройств электронной системы счета осей

Совокупность двух рельсовых датчиков РД и двух НЭМ, образующих между собой пары основного и дублирующего каналов, представляют собой счётный пункт (СП). Каждый счётный пункт подключается к своей двухпроводной линии связи (ЛС) СЦБ.

Напольные электронные модули, соединенные двухпроводными
ЛС с постовыми устройствами, получают по ним питание от станционных устройств и передают информацию о количестве осей, проследовавших через РД, либо о зафиксированных отказах в аппаратуре.

Постовые устройства состоят из плат постовых устройств (ППУ), установленных в кассете, источника питания с системой сбора данных (ИП) и пульта сброса ложной занятости (ПСЛЗ). Платы постовых устройств ППУ связаны с напольными электронными модулями и обеспечивают включение контрольно-путевых реле , , при свободности контролируемых участков от подвижного состава.

Напольные электронные модули НЭМ совместно с рельсовыми датчиками РД производят фиксацию фактов прохода колесных пар и их подсчет. Информация о числе прошедших осей посредством линии связи ЛС передается на центральный пункт, где принимается платами постовых устройств (решающими приборами).

Постовые устройства анализируют информацию о числе вошедших и вышедших с контролируемого участка пути осей и принимают решение о его свободности или занятости.

Постовые устройства включают в себя:

1. Кассеты приемников, установленные на центральном пункте в непосредственной близости от места установки путевых реле (на постах ЭЦ, в релейных шкафах и т.д.) и обеспечивающие взаимосвязь всех постовых устройств ЭССО. Кассеты приемников бывают двух типов: К–10, рассчитанные на установку в них до 10 плат постовых устройств и К–2, рассчитанные на установку до двух плат постовых устройств;

2. Переключатель типов контролируемых участков (ПТКУ), входящий в состав кассеты постовых устройств, служит для выбора алгоритмов работы плат постовых устройств в зависимости от типов контролируемых ими участков по плану станции, а также содержит предохранители цепей (линий связи с СП);

3. Платы постовых устройств (ППУ), содержащие постовые приемники (ПП), решающие блоки (РБ), схему управления и контроля реле (УР), предназначены для приема и обработки информации, поступающей от СП по двухпроводной линии связи СЦБ. Каждые два ППУ образуют ячейки постовых устройств (ЯПУ), состоящие из основных и дублирующих плат постовых устройств;

4. Плату источника питания (ИП) с системой сбора информации, которая включает источник питания всех узлов кассеты приемников и коммуникационный узел, осуществляющий связь с внешней диагностической системой или системой сбора информации микропроцессорной централизации. Источник питания осуществляет передачу информации о количестве осей подвижного состава на участке пути и диагностическую информацию.

В качестве исполнительного элемента контроля занятости участков пути (путевых реле – 1П, 2П, 3П) используются нейтральные или комбинированные реле I-го класса надежности (типа АНМШ, АНВШ, ПЛЗУ и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: