Нарушение безопасности движения поездов, есть следствие отказа в работе технических средств. Отказы технических средств разделяют на отказы постоянных (пути, автоматики, телемеханики и связи, контактной сети) и других устройств и отказы подвижного состава (локомотивов и вагонов). Надежная работа технического комплекса обеспечивается за счет разных видов техобслуживания, для производства которых на БЧ организовываются: вагонные, локомотивные, путевые комплексы и комплексы автоматики и телемеханики.
Надежность – свойства объекта выполнять свои функции в течение определенного промежутка времени при соблюдении условий эксплуатации.
Обязательным условием управления любого производственного процесса является его численная оценка.
Зависимость безопасности движения и надежности технических устройств удобно рассмотреть на следующем рисунке.
Q – Функция отказа,
P – Надежность технических средств,
Опасность работы технических средств определяется из выражения:
О=1-Б
где Б - безопасность работы.
Уровень опасности определяется по формуле:
О=Нбо/Nо
P(t)+Q(t)=1
P=1-Q
12 Основные понятия и определения надежности, функции надежности и отказов.Их взаимозависимость, граф. интер-ия
Основные понятия надежности изучаются в дисциплине “Теория надежности”:
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и эксплуатации.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Безотказность – свойство объекта (изделий) непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
Выделяют следующие категории отказов:
Независимый; | Ресурсный; |
Зависимый; | Конструктивный; |
Внезапный; | Производственный; |
Постепенный; | Эксплуатационный; |
Перемежающийся; | Деградационный. |
Явный; | |
Скрытый; |
1) Надежность технических средств определяется по формуле:
,
где – время работы объекта, – интенсивность отказов объекта.
2) Статистическое определение надежности работы в течении времени t:
,
где – число отказов за время ; – общее количество пропущенных поездов.
3) Вероятность отказа определяется по формуле:
4) Интенсивность отказов в момент времени t:
где – отношение числа отказов в интервале времени к произведению числа исправных объектов в момент времени t на длительность интервала времени ; – число пропущенных (отправленных) поездов в течение интервала времени т. е. в интервале без отказов и сбоев.
5) Статистическая оценка параметра потока отказов:
(для стационарных потоков)
6) Средняя наработка на отказ:
где – число отказов, произошедших за суммарную наработку t.
7) Стационарный коэффициент готовности объекта (статистическое определение):
где – отношение числа объектов, находящихся в работоспособности в произвольный, «достаточно удаленный» момент времени, к общему числу объектов.
Перевозочный процесс можно назвать ответственным технологическим процессом (ОТП).
ОТП – это такой процесс, отклонение параметров которого от номинальных на значения, превышающие некоторые пороговые величины, приводят к потерям больших материальных ценностей, к созданию угрозы жизни и здоровью людей или к невосполнимым потерям в окружающей среде.
Любой ОТП характеризуется тремя состояниями: штатным (технологический процесс развивается в соответствии с заданным алгоритмом), нештатным неопасным (допустимое снижение эффективности технологического процесса) и нештатным опасным (заканчивается ситуацией с потерей больших материальных ценностей, здоровья или гибели людей, экологической катастрофой).
Безопасность ОТП – это его свойство находиться в штатном или нештатном неопасном состоянии. Существенное отличие безопасности от надежности – надежность характеризуется свойством технологического процесса находиться только в штатном состоянии.
Причинами перехода ОТП в нештатное опасное состояние являются:
- отказы технических средств, с помощью которых реализуются ОТП;
- ошибки в действиях операторов, управляющих технологическими процессами;
- ошибки проектировщиков и технического персонала, обслуживающего технические средства;
- ошибки разработчиков технологических процессов.
Вероятность сохранения жизни и здоровья пассажира за время его перевозки:
,
где – вероятность гибели пассажира при реализации перевозки.
Вероятность сохранности груза за время перевозки:
,
где – вероятность потери грузом товарных качеств выше нормативного уровня или утеря груза.
Графическая интерпретация и изменение надежности и отказов технических устройств (Р(t), Q(t)) в зависимости от нагрузки (N) и времени (Т) приведена на рисунке 2.1
Статистическая функция “опасности” движения и маневровой работы имеет вид:
р =М(t)/N(t),
где М(t) -количество нарушений БД в интервале времени (0,t);
N(t) -общее число отправленных (проследовавших)поездов за тот же период времени.
Можно отметить, что функция “опасности” многократно меньше функции отказов Q(t)
р (t)<Q(t)
Разница между значениями р (t) и Q(t) составляет уровень технического обеспечения БД, который можно формировать следующим образом:
m (t)= Q(t) – р (t)
Отношение Q(t)/ р (t)=g(t)
будет характеризовать уровень технической надежности, обученности кадров.
P(N,T) |
N,T |
1.0 |
Область нарушений БД |
Область опасной работы |
Область надежной и безотазной работы |
Q(t) |
P(t) |
p(t) |
13 Функция безопасности. Граф. интерпрет-ия.
Графическая интерпретация и изменение надежности и отказов технических устройств (Р(t), Q(t)) в зависимости от нагрузки (N) и времени (Т) приведена на рисунке 2.1
Статистическая функция “опасности” движения и маневровой работы имеет вид:
р =М(t)/N(t),
где М(t) -количество нарушений БД в интервале времени (0,t);
N(t) -общее число отправленных (проследовавших)поездов за тот же период времени.
Можно отметить, что функция “опасности” многократно меньше функции отказов Q(t)
р (t)<Q(t)
Разница между значениями р (t) и Q(t) составляет уровень технического обеспечения БД, который можно формировать следующим образом:
m (t)= Q(t) – р (t)
Отношение Q(t)/ р (t)=g(t)
будет характеризовать уровень технической надежности, обученности кадров.
P(N,T) |
N,T |
1.0 |
Область нарушений БД |
Область опасной работы |
Область надежной и безотказной работы |
Q(t) |
P(t) |
p(t) |
μ μ(to)=Q(to)-ρ(to) |