Процессы, формы, свойства мышления. Воображение, творческое мышление

Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, и в разных видах мышления они выступают как различные.

Под процессами словесно-логического мышления понимаются внутренние размышления человека, где он действует с понятиями по законам логики. Это такие логические процессы, как рассуждения или суждения. Суждение – это высказывание, содержащее в себе определенную мысль, а рассуждение – цепочка логически связанных друг с другом суждений, логически выстроенная последовательность. Логически и лингвистически суждения представлены простыми предложениями.

Процессы наглядно-действенного мышления – это изучение ситуации, в которой возникла задача, при помощи органов чувств и действий в данной ситуации. Процессы наглядно-образного мышления – это презентация задачи при помощи образов и манипуляция над ними.

Формы мышления обычно называются умозаключениями. Это особая система рассуждения, благодаря которой из одних знаний выводятся с помощью логических операций другие или на основе заданных условий находят решение задач. Две основные формы мышления – это индукция и дедукция.

При помощи индукции из частных знаний выводятся некоторые общие знания или при помощи сравнения, анализа-синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования на основе системы частных фактов делается относящееся к ним общее умозаключение.

Дедукция противоположна по исходным и конечным позициям, по своей направленности индукции. Здесь в качестве исходного материала выступает некоторое общее утверждение, истинность которого была ранее доказана.

Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Продукт и результат его – придуманный человеком образ. Но мышление – это направленный процесс решения задачи, результат которого как бы предопределен.

При пассивном воображении образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и роли человека, человек не в состоянии их контролировать. Активное воображение рождает образы при активном участии сознания и воли человека. Оно основывается на цели придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно решает определенную задачу. Репродуктивное воображение в основном воспроизводит известное, имея все-таки долю фантазии.

При творческом мышлении человек знает, что он собирается создать, и часто сопоставляет результат своего образного мышления с поставленной целью. Для творческого воображения никакой намеченной цели не существует. В творческом воображении образ непредсказуем и почти всегда являет собой нечто неожиданное для человека.

познать закономерности развития природы, общества, мышления, что совершенно невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.


36. Основные формы абстрактного мышления.

С помощью одного только чувственного познания невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов, закономерности, присущие вещам, явлениям объективного мира. Одно «эмпирическое наблюдение само по себе,— писал Ф. Энгельс,— никогда не может доказать достаточным образом необходимость»1.

Человек не довольствуется познанием одних внешних сторон явлений, а стремится проникнуть в сущность реального мира, познать закономерности развития природы, общества, мышления, что совершенно невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки, качества реальных вещей, явлений.

Какое бы мышление мы ни взяли — самое простейшее или самое сложное, элементарное, формально-логическое или научно-теоретическое, диалектическое,— оно всегда осуществляется при помощи понятий. Понятие — это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения. Суждение — это мысль, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Всякая мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо, выражается в виде суждения. В отличие от понятий, которые отображают совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Мыслить — это прежде всего выражать (устно, письменно или в уме) суждения, то есть судить о вещах* явлениях и их свойствах.

Третьей формой абстрактного мышления служат умозаключения. Умозаключение — это такой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся новые суждения о вещах, явлениях объективного мира. Умозаключение выступает мощным средством научного познания. Можно даже сказать, что на умозаключенияхпостроено все здание науки, ибо выводы ее представляют собой, как правило, такие положения, которые не всегда можно проверить непосредственно. Их истинность становится доказанной только после того, как мы сопоставим их с другими истинными теоретическими положениями, из которых они логически следуют.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает нам возможность более полно и глубоко познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности. Поэтому оно и представляет собой высшую ступень познания человеком объективного мира.

Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.

Ограниченность как рационализма, так и эмпиризма состоит в том, что они рассматривают процесс познания односторонне, не

понимают его исторического, диалектического характера. Они раздувают, преувеличивают или даже абсолютизируют одну сторону процесса познания и недооценивают, преуменьшают или даже игнорируют другую его сторону. Они не понимают, что в научном познании каждая из этих сторон, взятая отдельно, не может существовать без другой, что никакое абстрактное мышление не может осуществляться без чувственного опыта, без непосредственного живого созерцания предметов мысли и что непосредственное общение человека с внешним миром, живое чувственное познание является необходимой основой логического, теоретического мышления.

https://adhdportal.com/book_3142_chapter_57_4._Abstraktnoe_myshlenie_i_ego_formy.html
37. Понятие об ин­теллекте.

Понятие «интеллект»

Существует множество различных подходов к понятию «интеллект». Для большинства пси­хологов в настоящее время это понятие ассо­циируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизнен­ным условиям и ситуациям.

Для Ж. Пиаже интеллект— общий регу­лятор поведения. Для С. Л. Рубинштейна и Ч. Спирмена интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способнос­тей.

Оригинальными подход к пониманию ин­теллекта предложил Б. Г. Ананьев, Он рассмат­ривал интеллект как многоуровневую органи­зацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и ме­таболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной ра­ботоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредно­сти для здоровья человека...»

Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека

Л. М. Веккер считает интеллект категори­ей, охватывающей целостно функционирую­щ В настоящее время широко известен тест Стэнфорд-Бине. Он состоит из шкал для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрастам. Суждение об интеллектуальном развитии (коэффициент интеллекта) выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы. Поэтому с помощью этого теста можно определить так называемый умственный возраст обследованного (соответствие полученного результата среднему показателю соответствующего физического возраста).

Другой, не менее известный тест оценки интеллектуального развития — тест Векслера. Существует несколько вариантов данного теста, которые используются в соответствии с возрастом обследуемых. Тест состоит из отдельных субтестов. Результаты, показанные обследуемым по эти субтестам, учитываются при формировании двух основных показателей теста: ВИП - вербальный интеллектуальный показатель, суммирующий показатели субтестов, использующих речь; НИП - невербальный интеллектуальный показатель, состоящий из результатов выполнения заданий, где речь непосредственно не используется.

ую совокупность познавательных процес­сов.

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект — мно­гомерное явление, некоторое сложное свой­ство, которое можно оценивать по трем из­мерениям: характеру, продукту и содержа­нию.

. Умственная операция, включенная в интеллект, может быть следующей

по характеру: оценивание, синтез, ана­лиз, запоминание, познание;

по продукту: единица, класс, отноше­ние, система, трансформация, рассуждение;

по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семан­тические операции), поведение.. Всего модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов. Все они сводятся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть типов продуктов мыслительной деятельности.

К операциям относятся: познание (процессы понимания и восприятия информации), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации), дивергентное продуктивное мышление (средства порождения оригинальных творческих идей), конвергентное мышление (процессы, которые обеспечивают решение задач, имеющих единственно правильный ответ), оценивание (процессы, позволяющие оценивать соответствие полученного результата с требуемым и на этой основе определять, решена задача или нет).

К типам содержания мыслительных операций относят: фигуративное содержание (наглядно-образная информация), символическое содержание (знаки, буквы и т. д.), семантическое содержание (идеи и понятия), поведенческое содержание (чувства, мысли, настроения, желания).

В свою очередь, продукты мыслительной деятельности могут принимать вид единицы (отдельные сведения), класса (совокупность сведении, сгруппированных по общим существенным признакам), системы (блоки, состоящие из элементов и связей между ними) и трансформации (преобразования и модификации информации).

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включа­ет 120 различных интеллектуальных процес­сов — частных способностей. Они образуют­ся как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интел­лекта обычно применяются тесты интеллек­та. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллек­та с помощью тестов не определилось до кон­ца. совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: