Регулирование скоростей и подач может быть:
ступенчатым – скорость V и подача S изменяются скачками, по какому либо закону (для изменения скорости и подачи необходимо останавливать станок)
бесступенчатое – внутри заданного диапазона можно установить любую скорость V или подачу S, (изменение происходит плавно без скачков, регулирование может производиться во время работы станка без его остановки; остановка необходима для смены диапазона скорости).
Механизмы для ступенчатого регулирования и скоростей и подач.
Для этой цели применяют коробки скоростей и подач (универсальные станки), гитары сменных шестерён (специализированные станки). Не смотря на большое количество различных конструкций, все они составлены из ограниченного числа типовых механизмов – это:
Механизм шестерен с кулачковыми муфтами.
Достоинства механизма:
1) Малые осевые габариты.
2) Малые усилия и перемещения при переключении муфты.
3) Может передавать большой крутящий момент.
Недостатки механизма:
1) Низкий КПД, т.к. при включении вращаются все шестерни.
2) Механизм нельзя включать на ходу, иначе может зуб попасть на зуб и полумуфта не включится.
Механизм шестерен с фрикционными муфтами.
Преимущества:
1) Данную муфту можно переключать на ходу.
2) Данная муфта может быть использована в качестве предохранительного механизма.
3) Малые перемещения при переключении.
Недостатки:
1) Большое усилие при переключении.
2) Передача ограниченного крутящего момента.
3) Есть необходимость периодического регулирования муфты.
4) Низкий КПД, т.к. одна из передач работает в холостую.
Механизм с передвижными блоками колес.
Достоинства механизма:
1. Простота.
2. Возможность передачи больших крутящих моментов.
3. Нет не нагруженных передач.
4. Легче переключается, чем кулачковая муфта, т.к. нет свободно вращающихся частей.
Недостатки механизма:
1. Нельзя переключать на ходу.
2. Малый К.П.Д.
3. Большие перемещения при переключении.
4. Используются только прямозубые шестерни.