Понятие и значение таможенного контроля в таможенной политике России. Сущность понятия таможенных зон

Для эффективной охраны государства от несанкционированного экспорта и импорта продукции, борьбы с контрабандой, незаконными действиями граждан и нерезидентов существуют специализированные зоны, именующиеся зонами таможенного контроля. Правовой статус этих зон, их виды, порядок создания и функционирования устанавливается государством в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, в постановлениях Правительства РФ, постановлениях ФТС, законах Российской Федерации.

В соответствии с главой 15 Таможенного Кодекса таможенного Союза, таможенный контроль является совокупностью мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза. [1]

Статья 94 Таможенного кодекса ТС предусматривает следующие принципы проведения таможенного контроля:

1. Выборочность и достаточность избираемых форм таможенного контроля.

Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных форм контроля для обеспечения выполнения таможенного законодательства в соответствии правилу 6.2. Киотской конвенции.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Под риском с позиции организации таможенного контроля понимается несоблюдение таможенного законодательства РФ. Система управления рисками позволяет создать современную систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, оптимально распределить ресурсы таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

3. Принцип сотрудничества при осуществлении таможенного контроля.

Российские таможенные органы сотрудничают с органами таможни других государств. От их эффективного взаимодействия зависит эффективность таможенного контроля. К формам взаимодействия относятся обмен информацией, проведение совместных мероприятий, координация деятельности, создание межгосударственных организаций, таможенных союзов.

Взаимодействие между таможенными органами государств соответствует стандартному правилу 6.8. Киотской конвенции: «Таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля».[2]

4. Взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, в целях повышения эффективности таможенного контроля.[3]

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

6.При проведении таможенного контроля, каких - либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании статьи 95 ТК ТС таможенный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Лицами, правомочными на производство таможенного контроля, являются сотрудники таможенных органов РФ.[4]

Порядок и условия осуществления таможенного контроля осуществляются по нормам, содержащимся в Таможенном кодексе РФ и принятых в его исполнении правовых актов РФ.

Цель таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного контроля понимается как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств либо как совокупность проверочных мероприятий.

В качестве объекта таможенного контроля выделяют государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.[5]

В зависимости от направления проверочной деятельности таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:

- товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);

- предпринимательская деятельность, контролируемая таможенными органами;

- документы и сведения, необходимые для таможенных целей.

Документы, необходимые для таможенного контроля, рассматриваются в качестве предметов контроля при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств, оформлении изменения таможенного режима, при проведении таможенного надзора.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств, происходит в специально создаваемых таможенных зонах.

На основании п. 1 Статья 97 ТК ТС: «Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций».[6]

Рассмотрим подробнее положения о каждой таможенной зоне.

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза (ст. 151 ТК ТС).

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются постоянные зоны таможенного контроля. Руководством для их создания является Приказ Федеральной таможенной службы от 23 сентября 2008 г. N 1161 г. «Об утверждении Порядка создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».[7]

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации оформляется правовыми актами ФТС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 26 "О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"[8]

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации не должна препятствовать выполнению задач, возложенных на пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Все действия, производимые работниками таможенных органов должны проводиться во взаимодействии с пограничными службами ФСБ.

Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, должна включать в себя:

1. участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля;

2. места, где осуществляются досмотровые операции, декларирование товаров и транспортных средств;

3. размещаются ожидающие совершения таможенных процедур или задержанные транспортные средства;

4. места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю.

При этом учитываются факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

При создании зоны таможенного контроля в морском или речном пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов заграничного плавания.[9]

В п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» определяется понятие таможенной границы: «Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию».

То есть, таможенная граница – граница таможенной территории Российской Федерации.

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. А именно, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности.

Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенного законодательства. [10]

В то же время необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.[11]

Следует иметь в виду, что не всё так сложно в зоне таможенного контроля, как думают простые обыватели. Чтобы сделать прохождение таможенного контроля максимально комфортным для лиц, пересекающих границу, и избавить работников таможни от лишних затрат времени и средств, государством был установлен двухканальный таможенный контроль, более известный под названием «система зеленого и красного коридоров».

Для зелёного коридора характерно перемещения лиц с товарами, которые не облагаются платежами, то есть упрощенная система. На практике это очень удобно, экономит много времени, позволяя работникам таможни эффективно работать в более важных сферах. Естественно, что все перемещения фиксируются и проверяются на наличие нарушений, после чего лицо благополучно перемещается по зелёному коридору.

Красный коридор предполагает полную процедуру оформления, оплату пошлины, через этот коридор можно перемещать практически все товары, не запрещённые законом. Заполняя таможенную декларацию, обязательно указывается, какие товары перевозятся, на основе чего работники таможенной службы принимают решение по красному или зелёному коридору вас проводить.

Зоны таможенного контроля предполагают не только выполнение требований закона, но и деятельность таможенной службы в рамках своих полномочий. За ущерб, причиненный гражданину или имуществу в зоне таможенного контроля, несёт ответственность таможенная служба, служба охраны, или другая инстанция, в обязанности которой входит забота о безопасности в такой зоне.[12]

На основании ст. 168 ТК ТС «Места временного хранения» к зонам таможенного контроля относятся склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения). [13]

Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров, что определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Помещение на склад временного хранения предшествует подаче декларации и выбору таможенного режима.

Склад временного хранения - это место, где под таможенным контролем находятся грузы со времени представления таможенному органу до момента их выпуска после избрания соответствующей таможенной процедуры (выпуск для внутреннего потребления, таможенный транзит, экспорт и т.д.). Таким образом, возможна ситуация, когда товар со склада временного хранения направляется на таможенный склад, где продолжает храниться под процедурой таможенного складирования.

Временное хранение не является обязательным этапом процедуры таможенного оформления. Таможенное оформление внешнеторгового груза совершается в течение 1часа после его представления таможенному органу, то есть уведомления перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров к месту таможенного оформления.

Во всех остальных случаях груз автоматически приобретает статус находящегося на временном хранении и в течение суток после уведомления таможенного органа помещается на склад.

Важной гарантией соблюдения сроков принятия на временное хранение служит положение о том, что помещение на склад не может быть поставлено в зависимость от необходимости предварительного осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Временное хранение предполагает ведение учета поступающих грузов. В этих целях перевозчик не позднее чем через два дня после уведомления о прибытии должен подать транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства.

Временное хранение осуществляется только через помещение грузов на специальные склады временного хранения, которые и определяются в качестве места прибытия и доставки груза на таможенную территорию Российской Федерации. Для того чтобы эта норма таможенного законодательства заработала, необходимо создать соответствующую материально-техническую базу. В этих целях устанавливается обязательный порядок открытия складов временного хранения в международных аэропортах, морских портах, на грузовых дворах и станционных площадках железных дорог, через которые перемещаются внешнеторговые грузы, а также в пунктах пропуска через границу, где осуществляется международное автомобильное сообщение.

Склад временного хранения, учреждаемый таможней, является структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся помещения, предназначенные для склада. [14]

Кроме таможни, учредителем склада временного хранения может стать лицо, обладающее статусом юридического лица государства-члена таможенного союза. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Законодательством предусмотрены условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения. К этим условиям относятся:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств-членов таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза;

5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.(ст. 24 ТК ТС) При осуществлении владения помещениями и (или) открытыми площадками на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

Таможенные органы ведут реестры лиц, признанных владельцами складов временного хранения, и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.[15] В таблице 1 приведен реестр владельцев складов временного хранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Таблица 1 Реестр владельцев складов временного хранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по состоянию на январь 2011

Код таможенного органа Наименование таможенного органа Наименование владельца Адрес склада
  ОТО и ТК №3 Северо -Запад ЗАО «Конкорд» Петербург, пос. 194362, г. Санкт Парголово, Пригородный участок, 39
  ОТО и ТК №3 Северо- Запад ЗАО «Конкорд» 194362, г. Санкт Петербург, пос. Парголово, Горское шоссе, д.4, лит.А
  ОТО и ТК №3 Северо- Запад ЗАО «РОСТЭК Северо- Запад» 194292, Санкт Петербург, пр. Культуры, д. 40, лит. А
  ОТО и ТК №3 Северо- Запад ООО «Русский стандарт водка» 196140, Санкт Петербург, Пулковское шоссе, д. 52, лит. А
  ОТО и ТК №3 Северо- Запад ООО «Северные ворота» 197730, Санкт Петербург, Курортный район, поселок Белоостров, Новое шоссе, д. 53.
  ОТО и ТК №3 Северо- Запад ФГУП «Главный центр специальной связи» (филиал СПб) 195197, Санкт Петербург, Кондратьевский проспект, д. 38, лит. А
  ОТО и ТК №4 Северо- Запад ЗАО«Филипп Моррис Ижора» 198323, Лен.обл, Ломоносовский р- н, Волхонское шоссе, 7
  ОТО и ТК №4 Северо -Запад ООО «Петро» 198206,Cанкт Петербург, Петергофское шоссе,73/21
  ОТО и ТК №5 Северо- Запад ЗАО «Восход» 188908, Ленинградская область, Выборгский район, а/д М-10 Скандинавия
  Выборгская ЗАО «Ростэк - выборг» 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Большая каменная, д. 14
  т/п МАПП Брусничное Закрытое акционерное общество "Ростэк - Выборг'' 188800 Ленинградская обл, Выборгский район, МАПП Брусничное
  т/п Выборгский железнодорожный Выборгская таможня 188800, Ленинградская обл., г. выборг, Привокзальная площадь, д. 1
  т/п Выборгский Закрытое акционерное общество «Ростэк – выборг» 188991, Ленинградская область, г.Выборг, ул. Вознесенская, д.2
  т/п Выборгский Зао «Восход» 188991, Ленинградская обл., г. Светогорск, ул. Победы
  т/п Выборгский ООО «Выборг-терминал» 188800, г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 110
  т/п Светогорский Закрытое акционерное общество «Ростэк – Выборг» 188991, Ленинградская обл., г. Светогорск, ул. Победы

На владельца склада налагаются определенные обязательства по обустройству и оборудованию помещений и площадок. Технические требования, предъявляемые к складским помещениям, должны исключить возможность поступления товаров и транспортных средств и их изъятие со склада, минуя таможенный контроль. Таможне предоставляется право устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и месту расположения склада временного хранения.

Владелец склада обязан обеспечить невозможность проникновения на склад посторонних лиц. Он составляет список работников, имеющих право доступа на склад, и направляет его в таможенный орган, выдавший разрешение на учреждение склада временного хранения. После утверждения таможней этот список становится важным документом при регулировании взаимоотношений между должностными лицами таможни и владельцем склада в вопросах организации таможенного контроля. При этом все расходы по охране склада и обеспечению пропускного режима совершаются за счет владельца склада. Нарушение режима склада временного хранения (непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения) влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. [16]

Законодательство предусматривает возможность учреждения склада временного хранения открытого и закрытого типа. Услугами открытого склада могут пользоваться любые лица. На закрытом складе хранятся товары и транспортные средства только определенных лиц. Если склад временного хранения учреждается таможней, он может быть только открытого типа. Все другие учредители могут получить разрешение на закрытый склад, если представят обоснование нецелесообразности создания склада открытого типа, сопровождая его списком лиц, которые могут использовать данный склад, или перечнем товаров, которые могут быть на него помещены.

Взаимоотношения между владельцем склада и лицами, помещающими товары на склад, регулируются на основе заключаемого договора. Текст этого договора не может противоречить действующим нормативным актам, а по вопросам сроков временного хранения, режима работы склада, организации учета хранимых грузов он должен исходить из соответствующих положений утвержденной таможней процедуры использования склада. В договоре определяются объект и срок хранения. На складах временного хранения могут храниться только грузы, предназначенные для перемещения через таможенную границу. Это ограничение не распространяется на склады, учреждаемые таможней.

Правовой статус владельца склада временного хранения устанавливается законодательством (Положение о временном хранении, Гражданский кодекс) и может уточняться в тексте договора. Права владельца склада условно могут быть разделены на две группы:

1) права на обращение с товарами, помещенными на склад – осмотр и измерение товаров, перемещение в пределах склада, исправление поврежденной упаковки и т.д. Реализуются только с разрешения таможенного органа.

2) права на оплату услуг по временному хранению в соответствии с установленными ставками, а при отсутствии таковых - по соглашению сторон.[17]

Основные обязанности владельца склада устанавливаются гражданским законодательством. Владелец склада обязан принимать все необходимые меры для сохранения имущества, не пользоваться переданным ему на хранение имуществом, если иное не предусмотрено договором. Таможенное право (ст. 23 ТК ТС) налагает на него дополнительные обязательства по обеспечению нормальных условий для проведения таможенного контроля на складе.

Согласно статье 97 ТК ТС к таможенным зонам относятся таможенные склады.

Таможенным складом признается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. (статья 229 ТК ТС)

Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа:

1) Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.

2) Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.

Законодательством государств – членов таможенного союза могут определяться отдельные категории товаров, которые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа.

На основании ст. 28 Таможенного Кодекса ТС владельцем таможенного склада является юридическое лицо.

Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения его в реестр владельцев таможенных складов.

Порядок включения в реестр владельцев таможенных складов и исключения из этого реестра определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Для включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов необходимо соответствовать следующим условиям::

1) иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям законодательств государств-членов таможенного союза;

2) иметь договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

3) не иметь на день обращения в таможенный орган неисполненных обязательств по уплате таможенных платежей, пеней;

4) не привлекаться в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Если юридическое лицо владеет помещениями и (или) открытыми площадками на основании договора аренды, то такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов. Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с требованиями статей, установленных настоящим Кодексом.

Владельца таможенного склада строит отношения с декларантами или иными заинтересованными лицами на договорной основе.

Таможенные органы РФ ведут реестры владельцев таможенных складов, обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий (таблица 2).

Таблица 2 Реестр владельцев таможенных складов по Северо-Западному ФО

Код таможенного органа Наименование таможенного органа Наименование владельца Адрес склада
  Петрозаводская ОАО «Кондопога» 186220 Республика Карелия г.Кондопога ул. Промышленная 2
  Петрозаводская ОАО «Кондопога» 186220 Республика Карелия г.Кондопога ул. Промышленная 2
  Архангельская ОАО «Ацбк» 163900 г.Новодвинск Архангельской обл., ул.Мельникова, 1
  Архангельская ООО «Даммерс» 163015 г.Архангельск, ул.Ленина,29
  Мурманская ЗАО «Судомех саплай» 183038,г.Мурманск, Нижнеростинское шоссе, здание гаража
  т/п Мурманский ЗАО «Судомех саплай» 183083,г.Мурманск, Нижнеростинское шоссе, здание гаража
  Псковская ООО «ТС Печоры» 181502, Псковская обл., г. Печоры, ул. Мыльниково, б/н
  т/п Киришский ООО Производственное объединение «Кириши-нефтеоргс» 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Шоссе энтузиастов,1
  т/п Северо-западный ЗАО «Генезис» 193318, Санкт-Петербург, ул.Латышских стрелков, д.31, к.4
  Балтийская ЗАО «Судомех саплай» 198035, г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5, к.3
  Балтийская ОАО «Коммерческий центр транспорт и лес» 198096, Санкт- Петербург, ул.Корабельная,д.6 лит а
  Пулковская ФГУП «Пулково» 196210 Санкт-Петербург, ул. Пилотов 18 корп. 4

Порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенных складах, определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Также к видам таможенной зоны относится магазин беспошлинной торговли.

Магазин беспошлинной торговли – таможенная процедура, при которой товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование).

На основании главы 41 ТК ТС понятие «беспошлинная торговля» звучит следующим образом: «… таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования».[18]

Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через границу РФ, предназначенных для пересечения границы физическими лицами.

Магазин беспошлинной торговли может учреждаться при наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств-членов таможенного союза.

Положение о порядке учреждения и функционирования магазина беспошлинной торговли утверждено статьей 84 Федерального Закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов, оборудованных таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.

Должен быть исключен доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.

К обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли предъявляются следующие требования:

1) территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;

2) складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается.

3) помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;

4) торговые залы магазина беспошлинной торговли должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Таможенного союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории;

5) торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу Таможенного союза;

6) торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию Таможенного союза;

7) склад магазина беспошлинной торговли может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.[19]

Порядок организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, определяет Правительство Российской Федерации, о чем говорится в ст. 294 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010.

Магазины беспошлинной торговли учитываются ФТС в реестре владельцев магазинов беспошлинной торговли. Приведем для примера реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли Ленинградской области.


Таблица 3

Наименование Адрес расположения
АОЗТ «Ленрианта» В многостороннем воздушном пункте пропуска аэропорта «Пулково» г. Санкт-Петербург, Пулковская таможня
ЗАО «КАПО Дьюти Фри» В международных автомобильных пунктах пропуска «Торфяновка» и «Светогорск», Выборгская таможня
ООО «Цветочное» В многостороннем автомобильном пункте пропуска «Брусничное» («Брусничное-2») т/п «Сайменский», Выборгская таможня

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: