Тема Таможенные платежи

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусско­го права «Русская правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за тор­говлю, или пошлина, была законодательно утверждена в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их иму­щества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монголь­ского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». (Тамга — наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и про­дажу данного товара. Впоследствии тамгой стали называть пошлину, взимаемую при тор­говле на рынках и ярмарках, место ее уплаты — таможней, служивых людей, взыскивающих тамгу, — таможенниками.). В то время все взимае­мые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредствен­но на границе, назывались большой тамгой. И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и запи­сывать в отдельные книги.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономиче­ских условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэконо­мическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная моно­полия на внешнюю торговлю сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономиче­ской деятельности (ВЭД), основная роль в которых принадлежит налоговому ре­гулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регули­рования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение тамо­женных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением по­литики разумного протекционизма, с другой — направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недоста­точном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Таможенные платежиэто пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенны­ми органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и не­сут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов. Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ). В настоящее время к таможенным платежам относятся:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

• акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

• таможенные сборы.

Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ из перечня были исключены такие таможенные платежи, как плата за информи­рование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, пла­та за участие в таможенных аукционах и др.

Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги, пошлины и обязательные платежи не­налогового характера — таможенные сборы. Классификация таможенных плате­жей приведена на рис. 1.

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», таможенная пошлина представ­ляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при вво­зе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие эко­номисты относят таможенную пошлину к категории «налог», поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭ Д, с размерами уплачи­ваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина послед­ней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги.

Таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровож­дением товаров. Размер сбора за таможенное оформление, который устанавлива­ется Правительством РФ, ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 тыс. руб. Размеры сборов за таможенное сопро­вождение дифференцированы в зависимости от расстояния перемещения. Так, за таможенное сопровождение расстоянием до 50 км взимается сбор в размере 2тыс. руб., от 50 до 100 км — 3 тыс. руб., от 100 до 200 км — 4 тыс. руб., свыше 200 км — 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, не менее 6 тыс. руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 тыс. руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хра­пение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в спе­циально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу последней. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к нена­логовым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сбо­ров за таможенное оформление товаров». Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис.2). По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

· вывозные (экспортные) — взимаются при вывозе товаров с таможенной тер­ритории государства;

· ввозные (импортные) — взимаются при ввозе товаров на таможенную тер­риторию государства и широко применяются во многих странах;

  • транзитные — взимаются за провоз товара по территории страны. В фискаль­ных целях используются лишь некоторыми развивающимися странами

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществова­ли до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного ре­гулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сы­рьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а так же рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин пре­следует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.

Рисунок 1 Виды таможенных платежей


Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций по товарной номенклатуре (ТН) ВЭД. В1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих нало­гообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были диффе­ренцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможен­ных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного та­рифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставка­ми таможенных пошлин — 5, 10, 15 и 20%. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

По целям взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их ве­личина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конку­ренции, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистски­ми пошлинами.

В целях защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые имеют временный характер. В таможенной прак­тике РФ применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальны е пошлины применяются, если товары импорти­руются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда как ответная мера на дискримина­ционные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к иностранным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормаль­ная стоимость в стране ввоза, а компенсационные — в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, ког­да ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импор­тера. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ о специальных защит­ных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров могут быть установлены предварительные специальные, антидемпинговые и компенсацион­ные пошлины.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза от­дельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть офи­циально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать 6 месяцев в году

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в феде­ральный бюджет. Приведенные в табл. 1 данные об объемах поступлений та­моженных платежей в федеральный бюджет свидетельствуют об их высокой фис­кальной значимости.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таблица 1 Роль таможенных пошлин, налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета

Года 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007г
НДС на товары, ввозимые в РФ Всего, млн руб. 258 962,3 312 883,8 427 774,4 510 621,2 693 062,4
Удельный вес в общей сумме доходов 10,1 9,6 8,6 10,1 10,0
Акцизы на товары, ввозимые в РФ Всего, млн руб. 400,0 5452,0 17 568,4 21 661,4 20 370,4
Удельный вес в общей сумме доходов 0,2 0,2 0,4 0,4 0,3
Ввозные таможенные пошлины Всего, млн руб. 155 900,0 202 789,2 265 306,8 310 593,1 395 339,5
Удельный вес в общей сумме доходов 6,1 6,2 5,3 6,2 5,7
Вывозные таможенные пошлины Всего, млн руб. 294 000,0 638 381,2 1 323 845,7 1 297 250,2 1 998 442,0
Удельный вес в общей сумме доходов 11,5 19,5 26,6 25,7 28,7
Таможенные сборы Всего, млн руб. 39 000,0 28 578,9 19 322,1 19418,7 19 878,6
Удельный вес в общей сумме доходов 1,5 0,9 0,4 0,4 0,3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: