Понятие таможенного дела

Тема 2. Источники таможенного дела.

Лекция 2.

Литература

1. Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. // Право и политика. – 2002. – № 1

2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х – ХI вв – М.:Русина, 97.

3. Бодрилина В.П. Исторические вехи организации Центрального таможенного управления в России // Таможенные ведомости. – 1995. – № 11. – С.107-113.

4. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 1. – С.159-165.

5. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 2. – С. 117-123.

6. Бутов Я.В. Таможенная политика России и ее осуществление во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА, 1995.

7. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной службы". М., ИНФРА-М, 1990.

8. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Уч.пособие.-С-П филиал РТА, 2000.

9. Калашников С.Д. Исторический опыт протекционист-ской таможенной политики России.1877 – 1913 г.г. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1996.

10. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.

11. Основы таможенного дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО РТА, 1995.

12. Таможенное дело в России: Сб.документов и материалов.Т.1:907-1721/ Сост. В.А.Шамахов и др. М.: ИПО Автор, 1996

13. Таможенный кодекс РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.

14. Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93г. № 5003-1 в редакции федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 № 185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 № 32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.

Понятие, система источников таможенного дела. Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

Действие международных договоров при осуществлении таможен­ного дела в Российской Федерации.

Основная таможенная терминология.

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.

По нормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитости таможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.

Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом–все это составляющие уже начавшейся реформы.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело и таможенное регулирование в России сложились как важнейшая сфера экономического регулирования ВЭД государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что в собственном смысле оно означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с нею другими структурами. В современном представлении термин “таможенное дело” охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.

В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).

Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие за пределами государственной границы.

В соответствии со ст. 2 ч.1,2 Таможенного кодекса РФ таможенная территория состоит из территории Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

Статья 8 (ч.1) Конституции РФ устанавливает: “в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. На территории РФ “не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств” (ч.1 ст.74 Конституции РФ).

Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория особой экономической зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.

Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно ст.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:

- таможенное регулирование;

- основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- деятельность в области таможенного дела;

- таможенные процедуры;

- таможенные режимы;

- специальные таможенные процедуры;

- таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенные платежи);

- таможенное оформление;

- таможенный контроль;

- ведение таможенной статистики внешней торговли;

- борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;

- борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности за эти нарушения, производство по делам об административном правонарушении и их рассмотрение;

- информирование и консультирование;

- обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

- таможенные органы;

- регулирование прохождения службы в таможенных органах;

- информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.

Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулирования могут потребовать новых средств его осуществления, а их изменение и дополнение получит адекватное отражение в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой, другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также применения ответственности за эти нарушения.

Таможенное дело является монополией государства. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.

Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в целях гармонизации и унификации национального законодательства с международными нормами и практикой (ст. 1 ч.4 ТК РФ).

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: