Таможенно-тарифное регулирование

В Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 15У-ФЗ говорится: «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины» (ст. 14).

Это означает, что экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров или только при ввозе, является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирование с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием внешней торговли.

Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Российской Федерации является Закон «О таможенном тарифе» № 5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верховным Советом РСФСР.

В Законе дается определение понятиям «таможенная пошлина», «таможенный тариф», рассматриваются основные цели таможенного тарифа, порядок установления ставок таможенных пошлин и их виды, порядок и цель определения страны происхождения товара, различные тарифные льготы и случаи их предоставления, методы определения таможенной стоимости товара.

Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Величину ставок таможенных пошлин определяет Правительство РФ.

Таможенный тариф РФ — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее — ТН ВЭД СНГ, или просто ТН ВЭД).

Основные цели таможенного тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории.

Существуют отдельно импортный таможенный тариф с импортными таможенными пошлинами и отдельно экспортный таможенный тариф с экспортными таможенными пошлинами.

Таможенный тариф имеет три колонки: 1) код товара по ТН ВЭД СНГ; 2) краткое наименование товара; 3) ставка пошлины в процентах от таможенной стоимости.

Таможенный тариф определяется при помощи позиционирования товара на основе справочника «Товарная номенклатура» внешнеэкономической деятельности.

Приведем пример структуры поискового пути.

Раздел XVII. Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование

87 — Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.

8703 — Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая пассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

87032 — транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня.

870323 — с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 3000 см3.

8703239 — бывшие в эксплуатации.

87032390 — с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 1800 см3.

870323909 — автомобили, специально предназначенные для медицинских целей.

Ставки таможенных пошлин, начисляемые в процентах от таможенной стоимости товаров, называются адвалорными; начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров называются специфическими; сочетающие оба названных вида таможенного обложения называются комбинированными (ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

В импортный таможенный тариф могут быть включены пошлины, изменяющиеся в зависимости от времени года.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — это условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, преду­сматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство.

РНБ — главный принцип, положенный в основу деятельности Всемирной торговой организации. Он создает равные условия для конкуренции во внешней торговле, служит механизмом укрепления и расширения торговых связей, базой которых должны быть принципы равноправия и взаимной выгоды. Исключением из РНБ являются режимы ассоциированных стран и замкнутых экономических группировок, при которых страны предоставляют друг другу большие льготы, чем при режиме наибольшего благоприятствования.

Российская Федерация имеет режим РНБ в торгово-полити- ческих отношениях почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии. В Европе — это 35 стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет.

Если режима наибольшего благоприятствования нет или страна происхождения товара не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза.

Одной из форм тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот, или преференций.

Тарифная льгота, или преференция — это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз (вывоз) которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами (еще это называется установлением тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара).

Таможенные платежи

Состав таможенных платежей — один из важнейших вопросов, связанных с ведением ВЭД. Под таможенными платежами понимают все виды платежей, осуществляемых участниками ВЭД таможенным органам, среди них:

-таможенная пошлина; -НДС;

акцизы;

сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление их действия;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

таможенные сборы за таможенное оформление; -таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

плата за информирование и консультирование;

плата за принятие предварительного решения; -таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам; -другие налоги, взимание которых возложено на таможенные

органы РФ.

Изменение размера таможенных платежей зависит: -от очередных изменений нормативной базы расчетов (введение новых размеров ставок таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.д.);

от изменения курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте (СКВ).

Классификация таможенных режимов

Таможенный режим является одной из основных категорий российского таможенного законодательства, с помощью которого определяются:

конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

права и обязанности бенефициара таможенного режима. ^ Бенефициар таможенного режима — лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством, располагает необходимыми полномочиями (пользования, распоряжения) в отношении поме­щенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима.

Таможенный Кодекс РФ (далее ТК РФ) содержит общий п е- речень видов таможенных режимов:

выпуск для свободного обращения;

реимпорт;

транзит;

таможенный склад;

магазин беспошлинной торговли;

переработка на таможенной территории;

переработка под таможенным контролем;

временный ввоз (вывоз);

свободная таможенная зона;

свободный склад;

переработка вне таможенной территории;

экспорт;

реэкспорт;

уничтожение товаров;

отказ в пользу государства.

Таможенные режимы в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности можно условно разделить на две группы.

Для первой группы характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт).

Вторую группу составляют экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием правовых инструментов регулирования. Таможенные режимы этой группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций.

Таким образом, предоставление таможенных режимов экономического вида имеет целевой индивидуальный характер.

Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномочиями.

Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврат ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Из установленных в ТК РФ видов таможенных режимов к группе экономических можно отнести следующие:

транзит, таможенный склад;

магазин беспошлинной торговли;

переработка под таможенным контролем;

временный ввоз (вывоз);

свободная таможенная зона;

свободный склад;

переработка вне таможенной территории.

Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.

Процедуры таможенного декларирования

Форма и порядок декларирования определяются Государственным Таможенным Комитетом (ГТК). Основными формами декларирования являются письменная и устная. Законодательство допускает возможность применения иных форм декларирования — путем электронной передачи данных, совершения конклюдентных действий. В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется в международных аэропортах, где организована система «зеленых коридоров». Пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

В некоторых случаях выбор формы декларирования (письменной или устной) зависит от лица, пересекающего таможенную границу (пассажира). Предоставление декларанту права выбора формы декларирования, как правило, преследует цель защищать его права и законные интересы. Например, желая удостоверить факт ввоза (вывоза) российской и иностранной валюты и некоторых других товаров, пассажир может заполнить таможенную декларацию, а должностное лицо таможенного органа обязано ее принять, даже если таможенно-пограничный режим на конкретном участке границы предполагает декларирование в устной форме.

Для декларирования личного багажа пассажиров (физических лиц) используется письменное декларирование — форма таможенной дек­ларации (Т-6). Такая декларация заполняется каждым лицом, достигшим 16-летнего возраста.

Разработаны некоторые рекомендации, которые доводятся до сведения туриста, пересекающего Государственную границу России.

1. Для таможенного оформления пассажир обязан предъявить сотруднику таможни:

паспорт заграничный;

заполненную форму таможенной декларации (Т-6);

посадочный талон (авиабилет);

разрешение на вывоз валюты (если необходимо);

ручную кладь и багаж.

2. Форма таможенной декларации (Т-6) заполняется пассажиром в одном экземпляре. Все пункты должны быть заполнены. При отсутствии указанных в бланке предметов и товаров в соответствующих графах пишется «нет». В декларации указывается количество (сумма) иностранной валюты, а также российских рублей цифрами и прописью. Обязательно проставляется дата заполнения декларации и личная подпись пассажира. Декларация сохраняется на все время пребывания за границей.

Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами

В соответствии с действующим таможенным законодательством все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров. Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в льготном порядке.

Льготы для физических лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и исключение их из числа лиц, в отношении которых применяются меры экономической политики.

Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные и количественные ограничения. Например, таможенные платежи подлежат взиманию при превышении установленных стоимостных и/или количественных квот. Упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, применяется только для ситуаций, подпадающих под описание таможенных режимов: «выпуск для свободного обращения»; «экспорт»; «временный ввоз»; «временный вывоз».

При заявлении товаров для таможенного оформления и контроля применяются упрощенные формы декларирования: специальный бланк для декларирования в письменной форме, устная форма, иные формы (например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый» коридоры).

Упрощения при взимании таможенных платежей выражаются в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного оформления.

Единые ставки таможенных платежей — это выраженные в российской или иностранной валюте платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выраженную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема двигателя; для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже, — единица массы и т. п.

Порядок и условия применения единых ставок таможенных платежей, их величина, либо порядок и условия взимания платежей по обычным ставкам таможенного тарифа, НДС, акцизов и других платежей устанавливаются решениями Правительства РФ.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя таможенные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

Следует отметить, что льготный порядок применяется только в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через таможенную границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением дохода в любой форме.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной декларации, общей системы таможенных платежей, мер экономической политики и т.д.

Обязанность подтверждения того факта, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, возлагается на лицо, перемещающее товары.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о поименованных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе таможенного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни.

Заверенные таможенные декларации с отметкой об окончании таможенного оформления возвращаются пассажиру и служат основанием для беспрепятственного ввоза обратно в РФ (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенных декларациях и пропущенных при вывозе из Российской Федерации (ввозе из-за границы). Таможенные декларации, заполненные лицами, следующими транзитом через территорию России, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо, следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу (ввоза в Россию) имеющихся у него предметов и валюты, перемещение которых через таможенную границу ретируется специальными правилами.

При наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу отдельно от пассажира и провозимого по специальному товаротранспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде в РФ или выезде из РФ. При получении отдельно следовавшего багажа владелец обязан предъявить таможне декларацию с отметками о предметах и валюте, пропущенных при въезде в Россию, а также заполнить другую декларацию, в которой он должен указать сведения о предметах, валюте, ценностях, имеющихся в предъявляемом к досмотру багаже. Если багаж, поступивший отдельно, получает не владелец, а лицо, действующее по его доверенности, то доверенное лицо должно предъявить таможне вышеуказанные декларации, заполненные владельцем багажа.

При отправке багажа за границу его владелец, выезжающий из РФ через другую таможню, обязан предъявить таможне в пункте сдачи багажа к перевозке заграничный паспорт и билет для проезда за границу, а также заполнить таможенную декларацию, в которой указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в багаже.

Таможня, принявшая багаж для оформления, производит полный досмотр всех мест и направляет их для беспрепятственного выпуска за границу.

После досмотра багажа сотрудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропущенных в вышеуказанном багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее таможне пункта выезда за границу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лицами таможенному оформлению подлежат:

предметы, принадлежащие им, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование;

товары, облагаемые таможенными платежами, ввоз (вывоз) которых регулируется специальными правилами;

товары, перемещаемые в отдельно следуемом багаже.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами. Формы контроля могут быть различными из числа разрешенных к применению действующим законодательством, а сущность таможенного контроля в этом случае заключается в проверке достоверности сведений, сообщенных при декларировании. Рассмотрим более подробно особенности таможенного досмотра для данной ситуации.

В соответствии с таможенным законодательством таможенный досмотр — одна из форм таможенного контроля.

Таможенный досмотр — это проверка наличия или отсутствия в транспортных средствах, ручной клади и багаже, а также в одежде и на теле физического лица предметов, не заявленных или скрываемых от таможенного контроля.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Личный досмотр производится только в особо обоснованных случаях на основании постановления начальника таможенного органа.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Таможенный досмотр ручной клади и багажа может производиться:

с полной выемкой содержимого каждого места багажа и ручной клади, а также вспарыванием швов, отделением подкладки, снятием конструктивных элементов и т.п.;

с частичной выемкой содержимого;

с вскрытием отдельных мест;

без вскрытия отдельных мест, но с применением технических средств таможенного контроля.

Таможенный досмотр транспортных средств может производиться:

с частичным демонтажем и разборкой конструктивных элементов;

с полным их демонтажем и разборкой;

без их демонтажа и разборки.

Для производства досмотра автотранспорта на пограничных автопереходах досмотровые рабочие места оборудуются и оснащаются специальной техникой, инструментами и материалами.

Таможенный досмотр — это не только форма таможенного контроля или технологическая операция, но и процессуальное действие со всеми вытекающими последствиями.

Владелец досматриваемой ручной клади, багажа или транспортных средств имеет право присутствовать при досмотре и не может быть лишен этого права ни при каких обычных обстоятельствах.

Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, когда обеспечить присутствие владельца невозможно. Например, при наличии данных о сокрытии взрывоопасных предметов или оружия или в иных случаях, когда багаж представляет угрозу другим предметам (утечка жидкостей, сильный запах, повышенный радиоактивный фон и т.п.). В подобных случаях интересы владельца представляют должностные лица предприятий и организаций, обладающие необходимыми полномочиями (кладовщики, служащие транспортных организаций и др.). При проведении досмотра необходимо также обеспечить присутствие свидетелей (не менее двух) из числа незаинтересованных лиц. Все лица, присутствовавшие при досмотре, указываются в Акте таможенного досмотра, который предоставляется им на подпись.

При принятии решения о производстве личного досмотра должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление и/или контроль, должно предупредить контролируемое лицо о возможности применения исключительной формы таможенного контроля — личного досмотра. Руководитель таможенного органа должен предложить предъявить для таможенного контроля скрываемые в одежде, на теле и в естественных полостях тела товары. В случае отказа и наличия веских оснований полагать, что пассажир скрывает при себе такие предметы, должностное лицо обращается к начальнику таможенного органа или лицу, его замещающему, с предложением о производстве личного до­смотра. Личный досмотр производится в специально оборудованных помещениях. Досмотр осуществляется должностными лицами одного пола с досматриваемым и в присутствии двух свидетелей того же пола.

Перед началом досмотра досматриваемому предъявляется соответствующее постановление и делается предложение о добровольной выдаче скрываемых предметов. В случае отказа должностное лицо приступает к досмотру. По результатам досмотра оформляется протокол.

Практиками признано, что таможенный досмотр наиболее эффективный, а иногда и единственный метод обнаружения незаконно перемещаемых предметов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 783 от 10.07.99 г. «О порядке перемещения в упрощенном, льготном порядке физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» ГТК России издал приказ № 815 от 25.11.99 г. На основании вышеназванных документов при следовании через таможенную границу

Российской Федерации физическое лицо может ввезти с полным освобождением от уплаты таможенных платежей не более 50 кг багажа, стоимостью не выше 1000$ США только в том случае, если: ввозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности; количество товара не превышает ограничения, предусмотренные в Приложении № 2 Приказа ГТК № 815 от 24.11.99 г.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ БЕЗ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Одежда.

Туалетные принадлежности.

Личные ювелирные украшения.

Фото- и кинокамеры с разумным количеством пленки и принадлежностей к ним.

Портативные и слайдо- и кинопроекторы и принадлежности к ним с разумным количеством слайдов и фильмов.

Видеокамеры и портативные видеомагнитафоны с разумным количеством пленки.

Портативные музыкальные инструменты.

Портативные проигрыватели с грампластинками.

Портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны) с пленками.

Портативные радиоприемники.

Портативные телевизоры.

Портативные пишущие машинки.

Портативные калькуляторы.

Портативные персональные компьютеры.

Бинокли.

Детские коляски.

Коляски для инвалидов.

Спортивное и туристское оборудование: палатки, рыболовные снасти, альпинистское снаряжение, снаряжение для подводного плавания, спортивное оружие с принадлежностями, велосипеды, байдарки, каноэ или каяки длиной до 5,5 м, лыжи, теннистые ракетки, доски для серфинга и виндсерфинга, снаряжение для гольфа, планеры, дельтапланы.

Портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним.

Прочие товары, имеющие явно выраженное предназначение для личного пользования.

Алкогольные напитки — 2 л.

Сигареты — 400 шт.

Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных го­сударствах превышает 6 мес, могут ввозить в сопровождаемом багаже товары общей стоимостью в эквивалентном выражении до 5000 S США включительно вне зависимости от массы товара.

Порядок ввоза и вывоза иностранной валюты

По экономическим соображениям государство, как правило, не ограничивает ввоз на свою территорию иностранной валюты, устанавливая при этом обязательный характер таможенного оформления ввозимой валюты по процедуре, предусмотренной нормами таможенного законодательства. Иностранная валюта может заявляться в таможенной декларации, декларации о личных вещах экипажа (для иностранных морских судов), списке членов экипажа (для иностранных воздушных судов) и некоторых других документах.

Основанием для вывоза из России иностранной валюты могут служить: 1) таможенный документ (таможенная декларация, декларация о личных вещах экипажа, список членов экипажа и др.), подтверждающий ввоз иностранной валюты на территорию России; 2) разрешение на вывоз валюты, выдаваемое уполномоченным банком.

Действие указанных документов сохраняется в течение 12 мес со дня их выдачи.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить иностранную валюту без ограничения суммы по разрешениям уполномоченных банков, список которых регулярно направляется Банком России в ГТК. Такие разрешения выдаются при совершении следующих операций с наличной иностранной валютой:

продажа иностранной валюты за рубли в разрешенных валютным законодательством случаях;

выдача наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц в соответствии с нормами валютного законодательства;

покупка дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту;

выдача наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков.

В соответствии с письмом Банка России от 20 марта 1995 г. № 150 «О порядке оформления операций по зачислению и снятию наличной иностранной валюты физическими лицами с их валютных счетов в уполномоченных банках» разрешением на вывоз иностранной валюты физическими лицами является справка по форме № 0406007. Эта справка является документом, подтверждающим право ее владельца, указанного на лицевой стороне, на вывоз из Российской Федерации в установленном порядке валютных ценностей, полученных в обменном пункте, банке и поименованных в справке. Справка служит подтверждением факта законного приобретения валютных ценностей в обменном пункте или непосредственно в банке (его филиале). В то же время она не является основанием для вывоза из РФ российской валюты и ценных бумаг в рублях. Справка действительна в течение 2 лет.

Разрешение на вывоз иностранной валюты носит именной характер и не подлежит передаче другому лицу, но подлежит обязательной сдаче пограничной таможне, даже если количество иностранной валюты, фактически вывозимой физическим лицом, меньше суммы, указанной в разрешении.

Банк России устанавливает для физических лиц-резидентов, выезжающих за границу в частную поездку и на постоянное место жительства, норму вывоза иностранной валюты на одно лицо без предъявления таможенной декларации или разрешения уполномоченного банка.

Говоря о возможностях физических лиц подчеркивается, что физические лица-резиденты могут вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту на сумму в эквиваленте до 10 ООО $ США включительно.

Вывоз иностранной валюты в размере суммы, не превышающей в эквиваленте 3000 $ США, не декларируется.

В случае вывоза за границу суммы от 3000 до 10 000$ США физические лица-резиденты России предъявляют в таможенные органы документы, подтверждающие происхождения валюты:

банковскую справку, подтверждающую покупку иностранной валюты в уполномоченном банке (ф. № 0406007);

справку о снятии валюты с валютного счета (ф. № 0406007);

справку о снятии с валютного счета ранее переведенной валюты (ф. № 0406007);

ввозную таможенную декларацию с указанием суммы ввозимой иностранной валюты.

Документы представляются на вывозимую сумму минус 3000 $ США, разрешенных к вывозу без декларирования.

При вывозе из России наличной иностранной валюты (за исключением иностранной валюты, полученной для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации) в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 $ США, физические лица- резиденты предоставляют разрешение Центрального банка Российской Федерации.

Физические лица-нерезиденты вправе вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию. При этом обязательным является представление документов, подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию. Основанием для вывоза из Российской Федерации физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты является справка формы № 0406007, выданная этому физическому лицу-нерезиденту тем уполномоченным банком, на текущий валютный счет в котором была зачислена указанная наличная иностранная валюта. В строке 7 раздела «Получено клиентом» должна присутствовать запись: «Получено за счет средств, ввезенных из-за границы».

Пересчет сумм иностранной валюты, вывозимой физическими лицами (резидентами и нерезидентами) из Российской Федерации, в суммы, эквивалентные долларам США, осуществляется с использованием курса российского рубля к иностранным валютам, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату таможенного оформления вывозимой наличной иностранной валюты.

Декларируемая таможенным органам иностранная валюта, вывозимая физическими лицами (резидентами и нерезидентами) сверх размеров, подтвержденных в документах, являющихся основанием для вывоза валюты, выпуску не подлежит. Если возврат такой иностранной валюты на территорию России невозможен, она помещается на склад временного хранения, учрежденный таможенным органом, где хранится до 2 мес, после чего обращается в доход государства.

Валюта, вывозимая сверх документально подтвержденных размеров, если она не декларировалась таможенным органам, подлежит конфискации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: