Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным звеном в обеспечении экологической безопасности и оздоровлении окружающей среды является создание экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.
Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все более заметное влияние на цели предпринимательской деятельности. Тем самым охрана окружающей среды рассматривается как важная экономическая задача. В Канаде, к примеру, действуют более 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работают более 110 тыс. человек. В Японии, начиная с 1988 года, действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды); предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии, содействуя развитию природоохранной техники, способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования.
Как видно из таблицы 8.1., деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль - от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства.
Таблица 8.1.
Взаимосвязь между охраной окружающей среды и предпринимательской деятельностью, в %
Влияние охраны окружающей среды на цели предпринимательской деятельности | Усиливает | Нейтрально | Препятствует |
Развитие предпринимательства | |||
Независимость предпринимателя | |||
Мотивация сотрудников | |||
Прекращение деятельности | |||
Укрепление конкурентоспособности | |||
Рост производства | |||
Увеличение доли предприятия на рынке | |||
Увеличение оборота | |||
Повышение качества продукции и предложения на рынке | |||
Рост прибыли | |||
Ориентация на потребителя и на рынок | |||
Улучшение мнения общественности | |||
Улучшение ситуации, связанной с положением на рынке |
В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро в год. В США экологическое регулирование, затронув практически все отрасли хозяйства, дало импульс интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала. Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. Наблюдается рост числа фирм, специализирующихся на консультативном обслуживании по вопросам экологии, в том числе компаний, занимающихся утилизацией отходов.
Экологически ориентированная продукция в США удерживает прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения (очистная техника, контрольно-измерительное оборудование, чистые технологии и новые материалы и т. д.), так и потребительских товаров (от натуральных продуктов питания и безопасных бытовых средств до безвредных красок и т. д.). Производство такой продукции считается весьма престижным и прибыльным, причем компании тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке.
В настоящее время конкурентоспособность на национальных и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек. Это, соответственно, влияет на цену товара, рынки сбыта, перспективы дальнейшего производства. Необходимо отметить, что в развитых странах происходит выравнивание требований экологического законодательства, что воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По оценкам, природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы.
Следует отметить, что изменение отношений собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики определяет появление субъектов предпринимательства с весьма разносторонней сферой интересов. В результате стихийной деятельности новых форм собственности может произойти увеличение нагрузки на окружающую среду, что побуждает необходимость формирования системы регулирования такой деятельности в целях защиты экологических интересов. В этом смысле процесс взаимодействия предпринимательства и охраны окружающей среды можно условно подразделить на:
а) деятельность по обеспечению экологической безопасности предпринимательства;
б) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг.
Развитие предпринимательства без учета экологических требований может привести к конфликту целей. Как правило, выбирается только одна цель, другие же могут быть проигнорированы, либо деятельность по их реализации будет ослаблена. Как показывает практика, такой вариант решения конфликта экологических и экономических целей широко распространен в России, чему во многом способствует несовершенство природоохранного законодательства, заниженная цена ресурсов и т.д.
Экологические и экономические интересы не только конфликтны, но и множественны. При достижении субъектом хозяйственной деятельности одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться, например, вследствие ограниченности ресурсов. Так, возрастание объема продаж без внедрения ресурсосберегающих технологий требует увеличения потребления ресурсов и влечет рост выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строительство очистных сооружений связано с увеличением затрат и снижением прибыли.
Очевидно, что односторонняя направленность предпринимательства на финансовые результаты без должного обеспечения его экологической безопасности не может обеспечить ему устойчивое развитие, особенно в свете требований законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «О защите прав потребителей», а также Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В этих условиях приоритетной задачей является интенсивное формирование предприятий экологической ориентации, нацеленных на развитие экологической инфраструктуры, стимулирование их деятельности, а также создание условий для привлечения негосударственных инвестиций в сферу экологического бизнеса.
Среди факторов, влияющих на развитие экологического предпринимательства, мотивирующих принятие решений о характере и формах учета экологических требований в хозяйственной деятельности, следует выделить форму собственности, целевые ориентиры, например, объем продаж, рост прибыли, увеличение доли фирмы на рынке, а также факторы, связанные с уровнем информированности руководителей и менеджеров, их экологической культурой. Развитие экологического предпринимательства, использующего потенциал малого и среднего бизнеса, представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующей дополнительных бюджетных ассигнований.
Экологическое предпринимательство в России реально начало формироваться в конце 80-х годов под влиянием движения «зеленых», а также в связи с необходимостью ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эта тенденция получила свое дальнейшее развитие в связи с началом внедрения рыночных отношений. Разрушение административно-командной системы в экономике привело к тому, что разработка, финансирование, материально-техническое обеспечение и реализация природоохранных мероприятий перешли на уровень предприятия, что также создавало благоприятные условия для развития экобизнеса. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где были заняты 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивался коммерческими банками, в том числе Поволжским банком охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопром-банком» (г. Пермь), созданным в 1994 г., акционерным национальным банком охраны окружающей среды («Эконацбанк»); функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи.
Возможными направлениями экологического предпринимательства являются разработка экологических процессов, энерго- и ресурсосберегающих технологий, экологически безопасного оборудования и материалов, контрольно-измерительных приборов и внедрение их в производство, подъем и переработка затонувшей древесины, переработка вторичного сырья, использование отходов и др. В настоящее время в России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей. С одной стороны, это свидетельствует о необходимости совершенствования структуры экономики, с другой - открывает возможности для развития экологического предпринимательства.
Очевидно, что в условиях перехода к рыночным отношениям невозможно обеспечить эффективное управление природопользованием без развития рынка экологических услуг, ведущего к созданию экологической инфраструктуры. В этой сфере уже сложилось несколько самостоятельных направлений, главными из которых являются: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также выполнение экологических услуг.
В создании экологической инфраструктуры можно выделить следующие иерархические уровни: предприятие, регион, государство и международный уровень. Так, уровень предприятия включает в себя специализированные подразделения (службы) по воспроизводству и охране окружающей среды. Региональный уровень включает специализированные предприятия и службы экологического профиля в регионе (городе, ЭЭС). Государственный уровень представляет объединения и службы для решения межрегиональных (общегосударственных) экологических проблем. В свою очередь международный уровень охватывает организационно-экономические структуры соответственно для решения межгосударственных (глобальных) экологических проблем.
Функции по развитию экологической инфраструктуры, выполняемые на уровне предприятия, должны быть существенным образом расширены в соответствии с классификацией экологических работ и услуг. Предприятия и организации, входящие в экологическую инфраструктуру, по функциональной ориентации и характеру организации работ можно подразделить на следующие типы:
• выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентации по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природопользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). В основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т. д.) и функционируют в значительной мере по заказам государственных органов управления;
• оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационые фирмы). Наиболее активное развитие деятельности по экологическому нормированию началось после введения платы за загрязнение окружающей среды. Механизм такой платы, как известно, предусматривает санкции к предприятиям, не имеющим инвентаризаций выбросов. К примеру, в результате введения платного природопользования резко возросла потребность в инвентаризации и разработке проектов норм ПДВ и ПДС, что стимулировало в свою очередь развитие проектных организаций данного профиля;
• осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территории и т. д.);
• по производству природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологии, природосберегающей продукции;
• обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии, подготовка и переподготовка кадров, предоставление информационных услуг и др.).
Приведенная классификация весьма условна, так как процесс формирования и развития экологической инфраструктуры в условиях рынка очень динамичен и чувствителен к конъюнктуре. Экологические услуги связаны с реализацией многообразных природоохранных функций, созданием материально-технических условий для осуществления природоохранной деятельности, формированием финансовых и кадровых структур.
Структура экологического рынка России еще не развита и из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15% включили осуществление экологических функций в свои уставные документы. Для сравнения отметим, что в Германии 85% предпринимателей в своей деятельности учитывают экологические аспекты. Анализ мирового экологического рынка показывает, что в объеме внешней торговли развитых стран доля экологического сектора составляет от 1 до 4%, причем темпы роста продаж природоохранных технологий и оборудования достигают 10 и более процентов в год.
Развитие экологически ориентированного бизнеса в России в предыдущие годы осуществлялось без должной координации, отсутствовал эффективный механизм поддержки и стимулирования такой деятельности. Становится очевидным, что для достижения баланса между интересами предпринимательства и обеспечения благоприятного качества окружающей среды необходимо создание гибкого и эффективного механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, занятых в сфере экологии, а также механизма стимулирования и поддержки экологического бизнеса.
Речь идет о формировании в России экологически ориентированной отрасли экономики - экоиндустрии, что позволит перейти к ресурсосберегающему типу общественного воспроизводства.