Коммерческие банки предоставляют различные услуги, за которые взимаются комиссионные вознаграждения, начисления и сборы, приносящие определенный доход. Объем и разнообразие банковских услуг за последние годы возросли, и это становится важным источником банковской прибыли.
Лизинговые операции коммерческих банков. За последние два десятилетия в деятельности коммерческих банков получило развитие финансирование операций по аренде, или лизингу (от англ. 1еа8т§ — аренда). Банки финансируют покупку и сдают в долгосрочную аренду машины, оборудование, транспортные средства, сооружения производственного назначения промышленным предприятиям и заключают с ними лизинговые соглашения. Таким образом, вместо того, чтобы выдавать предприятию ссуду на приобретение указан-< ных средств, банк сам их покупает и сдает в аренду, сохраняя за собой право собственности. При этом банк получает арендную плату (лизинговые платежи), а не ссудный процент. Для \ предприятий лизинг является специфической формой финансирования инвестиций. 1 Общие тенденции экономического развития, связан- [ ные с ограниченностью ликвидных средств для расшире-* ния производства, с одной стороны, и необходимостью оп-[ тимизации инвестиций в условиях научно-технического ^ прогресса — с другой, сделали лизинговые операции важ-Ь ным инструментом экономической деятельности. Лизинг ^ "обеспечивает возможность предприятиям получить необ- I
|
|
ходимое оборудование без значительных единовременных затрат.
Наиболее широко практикуется в специальной литературе и договорной практике следующее определение понятия лизинга: лизинг — это соглашение, при котором одна сторона (лизингодатель) обязуется в рамках своей деятельности предоставить другой стороне (лизингополучателю) движимое или недвижимое имущество — предмет лизинга — вместе с риском, связанным с правом ответственности на определенный период за согласованную арендную плату.
Более кратко слово «лизинг» можно определить так: пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность.
В России принята следующая формулировка определение термина «лизинг»: «Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей» (Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» и Федеральный закон от 29.01.2002 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"»).
|
|
Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента.
Лизинг, применяемый в настоящее время как экономический термин, имеет и более ограниченный смысл и определяется как лизинг оборудования в порядке материально-технического снабжения, основанный на том, что в случае оснащения какого-либо предприятия лизинговая компания вместо предоставления ему ссуды на приобретение данного оборудования покупает и сдает его в аренду клиенту (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Схема лизинговой сделки
Практически идея лизинга сводится к следующему: чтобы получить прибыль, совсем не обязательно иметь оборудование в собственности, достаточно лишь иметь'право.его использовать и извлекать доход.
Главные субъекты лизинговых сделок указаны ниже.
1. «Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом и без перехода к лизингополучателю права ■собственности- на предмет лизинга». Лизингодатель — это арендодатель (лизинговый посредник), фирма, обычно контролируемая банками, специализированная на купле и строительстве движимого и/ или недвижимого имущества (обязательно производственного назначения), которое она сдает в аренду. Участвующие в договоре лизинга банки распределяют и предлагают договоры лизинга и финансируют лизингодателя.
2. «Лизингополучатель— физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение им и пользование в соответствии с договором». Значит, лизингополучатель— это арендатор (пользователь, потребитель), как правило, промышленное или торговое предприятие, решившее взять в аренду (лизинг) средства производства для использования их в производственном процессе или для дальнейшей передачи конечному пользователю (в случае торгового предприятия).
3. «Продавец лизингового имущества — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с договором купли-продажи». Продавец — это поставщик лизингового имущества, как правило, промышленное или торговое предприятие, выпускающее или поставляющее оборудование, выбранное лизингополучателем (арендатором).
Из этих трех субъектов поставщик и лизингополучатель ^(арендатор) — традиционные участники арендных отношений до появления лизинга.
В зависимости от предоставленных услуг структуры, занимающиеся лизинговым бизнесом, можно условно подразделить на следующие:
• финансовые, которые действуют лишь как кредитные институты; ^
• сервисные, которые, сдавая оборудование в лизинг, оказывают услуги двоякого рода: технические — организация транспортировки, монтаж, обслуживание объекта лизинга и коммерческие — консультирование по вопросам налогообложения, ведение бухгалтерского учета, оформление сделок (связанные с этим расходы учитываются в сумме арендных платежей);
|
|
• брокерские, основными функциями которых является посредничество по совершению лизинговых сделок путем
сведения арендаторов, поставщиков и банка, который будет финансировать эту операцию.
В целом, можно выделить следующие преимущества лизинга.
1. Лизинг предполагает 100% кредитования, которое не требует немедленного начала платежей.
2. Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду.
3.. Фиксированная ставка налоговых платежей защищает лизингополучателя от инфляции.
4. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.
5. Гибкость лизинговых платежей. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Покупка оборудования в кредит обязательно предполагает первоначальный взнос.
6. Достаточно простой учет арендуемого имущества.
7. Налоговые и таможенные льготы.
8. Платежи по лизингу рассчитываются из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложению, так как являются арендной платой. Банк может изменять размер взносов, чтобы улучшить использование финансовых ресурсов арендатора.
9. Лизинг гарантирует эффективность и надежность партнерских отношений, обеспечивая:
• невозможность использования денежных средств (как при кредите) не по прямому назначению;
• право собственности на оборудование остается у лизингодателя.
10. Простота заключения лизингового соглашения в сравнении с кредитным. Обеспечение сделки — само оборудование.
1Ь Лизинг открывает предприятию доступ к современной технике.
Но лизинговым операциям присущи и недостатки: 1) арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции);
2) если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;
3) сложность организации;
4) стоимость лизинга превышает размер ссуды, <но нельзя забывать о том, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.
|
|
Развитие лизингового бизнеса в нашей стране сталкивается с проблемой мобилизации значительных денежных средств, которые могли бы стать источником для закупки оборудования с целью его дальнейшей передачи пользователям по лизингу. Выступая в роли не ссудодателя лизинговой компании, а непосредственно лизингодателя, коммерческие банки, таким образом, используют прямой метод участия в лизинговом бизнесе.
По сравнению с создаваемыми лизинговыми компаниями банки обладают тем важным преимуществом, что они организационно оформлены; для проведения ими лизинговых операций требуется только выделение в лх структуре специального отдела или группы, в состав которых должны войти сотрудники р определенным опытом банковской работы с данной операцией.
Привлекательность лизинговой операции для коммерческих банков объясняется наличием у этой банковской операции реального материального обеспечения. Кроме того," развитие лизингового бизнеса даст банкам возможность расширить круг своих операций, повысить качество обслуживания клиентов и тем самым увеличить их число, укрепить традиционные связи и установить новые взаимовыгодные партнерские отношения с клиентурой.
В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение коммерческими банками лизинговых операций может стать эффективным способом расширения сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества и выполняя функцию лизингодателя, коммерческие банки могут внести свой вклад в оформление стратегии и тактики обновления основных фондов, опреде-
лять направления развития лизинга, контролировать ситуацию на лизинговом рынке.
Преимущество лизинговой операции для банка состоит также и в достаточно высокой ее рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает новый источник доходов в виде комиссионных выплат. Кроме того, коммерческие банки, развивая лизинговый бизнес, могут экономить средства за счет относительной простоты учета лизинговых операций и лизинговых платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования.
Вместе с тем лизинговая операция относится к числу банковских операций с весьма высокой степенью риска. Риск банка возрастает при оперативном лизинге, когда существует необходимость возместить высокую остаточную стоимость объекта лизинга при отсутствии спроса на него после окончания срока лизингового договора, поэтому с точки зрения банковского риска экономическим интересам банка-лизингодателя в наибольшей степени отвечает финансовый лизинг.
Обязательным условием является страхование объекта лизинга (машин, оборудования, сооружений и т.п.) на период лизингового контракта. Стоимость лизинга образуется из регулярных (полугодовых, ежеквартальных, ежемесячных) арендных платежей, основными компонентами которых являются амортизация и процент за кредит. В лизинговые платежи могут включаться также затраты по предоставляемым арендодателем услугам, предусмотренным арендным договором. Сумма арендных платежей обеспечивает арендодателю покрытие расходов и финансирование покупки оборудования, а также получение прибыли.
Определение лизинговых платежей производится с учетом сочетания итересов лизингодателя и лизингополучателя. Под лизинговыми платежами в настоящих Рекомендациях понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом — предметом договора. В лизинговые платежи включаются:
^ амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга;
^ компенсация затрат лизингодателя за использованные им заемные средства;
^ комиссионное вознаграждение лизингодателя за основную услугу (предоставление имущества по договору лизинга);
^ оплата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга;
^ налог на добавленную стоимость.
Кроме того, при некоторых условиях договора в состав5 лизинговых платежей могут дополнительно включаться:
^ стоимость выкупаемого имущества — предмета договора, если выкуп этого имущества предусмотрен договором лизинга (и порядок выплат указанной стоимости в виде до-. лей в составе лизинговых платежей);
^ налог на лизинговое имущество, если он уплачивается лизингодателем;
^ страховые платежи по договору страхования лизингового имущества, если страхование осуществлялось лизингодателем.
Лизинговые платежи уплачиваются лизингополучателем в виде отдельных взносов. При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления, периодичность уплаты взносов, а также способы их уплаты.
Платежи могут осуществляться в денежной форме, компенсационной форме (продукцией или услугами лизингополучателя), а также смешанной форме. При этом цена продукции или услуг лизингополучателя определяется в соответствии с действующим законодательством.
В договоре лизинга стороны устанавливают периодичность выплат (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно), а также сроки внесения платы по числам месяца. По соглашению сторон взносы могут вноситься равными долями, в уменьшающихся или увеличивающихся размерах.
Коммерческие банки Российской Федерации начали осу-ществлятьлизинговые операции. Так, в 1990 г. эти операции возросли по сравнению с предыдущим годом втрое. Однако в последующие годы динамика этого показателя была неустойчивой, что объяснялось разбалансированностью рынка машин и оборудования, недостаточностью долгосрочных ресурсов коммерческих банков.
Факторинговые операции коммерческих банков. Факторинг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный, в первую очередь, для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные факторинговые фирмы как правило тесно связанные (как и лизинговые) с банками или являющиеся их дочерними компаниями.
Факторинг (от англ. Гас1:ог — комиссионер, агент, посред-. ник; далее — фактор) означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.
Основной принцип факторинга состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своим клиентам и в течение двух-трех дней оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса, остающиеся 10—30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от клиента.
Факторинг бывает как открытый (сН§с1о8ес1 Гас1опп&), так и закрытый (шкИ8с1о8ес1 Гас1опп§). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора. В настоящее время применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора, так как гл. 43 Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 830) гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый ^гент, которому должен быть произведен платеж».
Продажа дебиторской задолженности может происходи^! с правом или без права регресса, т.е. обратного требования Щ поставщику. Наличие регресса означает, что в случае неполуЦ чения платежа от дебитора через определенный срок фактор! выставляет требование к поставщику об оплате долга. В связи 1 с этим для поставщика имеет смысл переуступить с правом 1 регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, 1 имеющих хорошую и давнюю кредитную историю. 1
В большинстве случаев поставщик крайне заинтересован § в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на | условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание — ^ кратчайший путь к решению этой проблемы, ибо фактор ' имеет возможность выплачивать авансовый платеж в разме- " ре до 85% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Остав- 1 шиеся 15% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Схема факторингового обслуживания:
1 — заключение договора о факторинговом обслуживании;
2 — поставка товара с отсрочкой платежа;
3 — выплата досрочного платежа (до 85% суммы поставленного товара)
сразу после поставки;
4 — оплата за поставленный товар;
5 — выплата остатка средств (от 15% — после оплаты покупателем) за вы-
четом комиссионного вознаграждения фактора
Щ' Первая составляющая комиссионного вознаграждения Взимается в виде процента (1,0—3,5%) от оборота поставщи-Б&а, который зависит от того, насколько широкий спектр ус-Клуг-Предоставляет фактор. Вторая отражает стоимость кре-Кдитных ресурсов, используемых для авансирования. Обычно Ш комиссия за предоставление денежных ресурсов клиенту I.факторинговой компании представляет собой процентную | ставку за каждый день с момента выплаты досрочного пла- ( тежа до дня поступления соответствующих денежных средств "' на счет фактора, причем эта ставка выше ставки по коммерческим кредитам. Наличие регресса несколько снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительную страховку от риска неоплаты денежного требования.
Факторинг — незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них.