Ключевым в проблеме понимания сущности современной коммуникации и получения ее обобщенного образа является вопрос о содержании его каналов при движении информации. Последняя обеспечивает функциональность коммуникации, проходя через кодировки и расшифровки, осуществление сложных действий в коммуникационном процессом. Исследования самого процесса коммуникации в отличие от сущности коммуникации в последние годы происходят достаточно вяло. Специалисты научно-исследовательского центра Стэнфордского университета (США) выделили причины, препятствующие адекватному описанию процесса коммуникации:
• отсутствие концепций и теоретических положений, действительно ориентированных на рассмотрении коммуникации как процесса;
• затратность и сложность сбора данных для построения временных рядов;
• получение повторных сведений во времени порождает отрицательные реакции респондента к новому опросу;
• стремление получить быстрый результат в силу требований заказчиков, ограниченности фондов и других факторов, серьезно препятствующих проведению длительных исследований [101].
|
|
За последнее десятилетие в исследовании коммуникации как процесса не произошло заметных изменений. В имеющихся публикациях не рассматриваются причинно-следственные связи между элементами, образующими процесс коммуникации. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия различных субъектов коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Понятие «коммуникативный процесс» в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации [142].
Основа процесса коммуникации – информация. Социальная информация создается человеком, она сопровождает и отражает все формы человеческой деятельности (в том числе политику, экономику, религию, мораль и пр.).
Процесс оперирования социальной информацией, именуемый информационной деятельностью, включает в себя:
• создание информации;
• перевод информации из одной знаковой системы в другую;
• размножение информации;
• распространение информации;
• потребление информации;
• использование информации;
• хранение информации;
• разрушение информации.
Коммуникация в рамках информационной деятельности осуществляется через три фазы:
• докоммуникативную, предполагающую изучение запросов и ожиданий аудитории;
• коммуникативную, непосредственно связанную с реализацией потребностей аудитории в информации;
|
|
• послекоммуникативную, предполагающую использование информации ее потребителями.
Для обозначения собственно процесса передачи самой информации используется понятие «коммуникационный процесс», при этом в меньшей мере обращается внимание на сам процесс взаимодействия. «Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» [90].