Содержание коммуникационного процесса

Ключевым в проблеме понимания сущности современной коммуникации и получения ее обобщенного образа является вопрос о содержании его каналов при движении информации. Последняя обеспечивает функциональность коммуникации, проходя через кодировки и расшифровки, осуществление сложных действий в коммуникационном процессом. Исследования самого процесса коммуникации в отличие от сущности коммуникации в последние годы происходят достаточно вяло. Специалисты научно-исследовательского центра Стэнфордского университета (США) выделили причины, препятствующие адекватному описанию процесса коммуникации:

• отсутствие концепций и теоретических положений, действительно ориентированных на рассмотрении коммуникации как процесса;

• затратность и сложность сбора данных для построения временных рядов;

• получение повторных сведений во времени порождает отрицательные реакции респондента к новому опросу;

• стремление получить быстрый результат в силу требований заказчиков, ограниченности фондов и других факторов, серьезно препятствующих проведению длительных исследований [101].

За последнее десятилетие в исследовании коммуникации как процесса не произошло заметных изменений. В имеющихся публикациях не рассматриваются причинно-следственные связи между элементами, образующими процесс коммуникации. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия различных субъектов коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Понятие «коммуникативный процесс» в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации [142].

Основа процесса коммуникации – информация. Социальная информация создается человеком, она сопровождает и отражает все формы человеческой деятельности (в том числе политику, экономику, религию, мораль и пр.).

Процесс оперирования социальной информацией, именуемый информационной деятельностью, включает в себя:

• создание информации;

• перевод информации из одной знаковой системы в другую;

• размножение информации;

• распространение информации;

• потребление информации;

• использование информации;

• хранение информации;

• разрушение информации.

Коммуникация в рамках информационной деятельности осуществляется через три фазы:

• докоммуникативную, предполагающую изучение запросов и ожиданий аудитории;

• коммуникативную, непосредственно связанную с реализацией потребностей аудитории в информации;

• послекоммуникативную, предполагающую использование информации ее потребителями.

Для обозначения собственно процесса передачи самой информации используется понятие «коммуникационный процесс», при этом в меньшей мере обращается внимание на сам процесс взаимодействия. «Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» [90].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: