Функционализм как теоретическая и методологическая ориентация характерен для многих подходов в современной науке. Элементы функционального подхода всегда присутствуют, если концептуальные построения ориентированы на системное изучение явления или процесса. Структурно-функциональный анализ коммуникации был особенно популярен в зарубежной теории коммуникации в 1940–1960-х гг. В рамках этой традиции проводили свои исследования Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэлл [164; 165]. Структурно-функциональные представления применялись к задачам исследования коммуникаций и отечественными учеными [70; 71].
Методология функционального подхода исходит из того, что при объяснении общественного явления следует искать функцию, которую оно исполняет в более широком социальном или культурном контексте. При этом исследуются как явные, так и неявные следствия функционирования системы, имеющие как позитивную, так и негативную направленность.
Выделяются базовые функции коммуникации – информационную, прагматическую и экспрессивную, которые выполняются как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации.
Г. Лассуэллом выделено три функции коммуникации: обозрение окружающего его мира (информационная функция);
• корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);
• передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция).
Еще один американский ученый Ч. Райт к перечисленным выше добавил развлекательную функцию. Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета МакКвейл включает в число функций еще одну – мобилизующую.
Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массоюй аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние массовой коммуникации на формирование общественного сознайия, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.
Л.Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации в обществе: 1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения; 2) корреляция элементов общества и среды; 3) сохранение и передача социально-культурного наследия [43].
А.А. Леонтьевым предложено четыре функции массовой коммуникации [63]:
• функция оптимизации деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;
• функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;
• функция социального контроля посредством социальных норм;
• функция социализации личности.
Рассмотрение средств массовой коммуникации в рамках структурного функционализма трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институциональных условиях. Социальную коммуникацию изучают как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям. Предпосылка такого акцента в изучении состоит в общей направленности структурного функционализма на рассмотрении общества как системы, состоящей из взаимозависимых частей или подсистем. Одной из необходимых составляющих поддержания стабильного функционирования системы является поддержание более или менее адекватной картины жизни общества, социального окружения людей. Это достигается посредством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодействие двух основных составляющих. Первой из них являются общественные потребности группы, коллектива, личности; второй – «отклик» на соответствующие требования, удовлетворение потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации.
В имеющихся на сегодня классификациях выделяются две взаимосвязанные плоскости изучения функций средств массовой коммуникации. Во-первых, это конкретный вид деятельности этих средств; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет эта деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. Кроме того, обычно анализ проводится на двух уровнях – социума и индивида. Ниже приведены классификации, наиболее полно учитывающие идеи, высказанные ранее [71].
Основные функции массовой коммуникации в обществе:
- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
- информационное обеспечение инновационных процессов.
2. Функция социальной связи:
- интерпретация происходящего;
- поддержка существующих норм и властных отношений;
- социализация;
- координация разнонаправленной социальной активности;
- формирование общественного согласия.
3. Функция обеспечения преемственности:
- выражение образцов доминирующей культуры, «узнавание» субкультур, новых культурных направлений;
- поддержание общности социальных ценностей.
– создание возможностей для отдыха и развлечения, снижение социальной напряженности.
5. Функция мобилизации:
– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Приведенная классификация нечеткая. Многие из перечисленных выше функций пересекаются. Одни функции выражены в структуре деятельности средств массовой коммуникации в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения между ними. Лишь контурно можно определить функции, связанные или со стабильностью, или с изменениями в обществе.
В концепции индивидуальных функций и дисфункций деятельность средств массовой коммуникации рассматривается в контексте их аудитории. В фокусе внимания здесь в основном находится коммуникативное поведение индивида. Определяющим является то обстоятельство, что мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом. На индивидуальном уровне функции средств массовой коммуникации предполагают удовлетворение следующих потребностей индивида:
— получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
— обучение и самообразование;
— поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
2. Функция личностной идентификации:
— подкрепление индивидуальных ценностей;
— получение сведений о моделях и нормах поведения;
— идентификация с ценностями других;
— достижение понимания самого себя.
3. Функция интеграции в обществе и общения:
— формирование основы для диалога, социального общения;
— помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого, переживания;
— возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
— эмоциональная разрядка;
— заполнение свободного времени;
— эскапизм, уход от проблем;
— получение эстетического наслаждения;
— сексуальное возбуждение.
Говоря о дисфункциях (т.е. нарушении в деятельности системы) средств массовой коммуникации, будем иметь в виду, что они отражают ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. То есть для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Дисфункциональность в деятельности средств массовой коммуникации может проявляться в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.
Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:
• информативная функция – передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, идентификации и оценки альтернативных решений;
• мотивационная функция – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
• контрольная функция – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
• экспрессивная функция – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и ее восприятие, понимание и усвоение.