Элементы коммуникационного процесса

Элементы цепи коммуникации [86]:

• источник (отправитель) сообщения;

• кодирование;

• канал (передаточный механизм);

• передача сигнала;

• получатель (тот, кому адресовано сообщение);

• прием и декодирование;

• обратная связь;

• помехи и барьеры.

Источником сообщения могут быть отдельные индивиды, группы людей, социальные институты и др. Когда источником сообщения выступают социальные институты, нам приходится иметь дело с абстракцией, поскольку отправляемое или принимаемое сообщение должно абстрагироваться в сознании конкретных людей.

Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Форма сигнала в виде набора символов выбирается в зависимости от специфики коммуникативной системы, включающей все отмеченные элементы коммуникации.

Канал – промежуточный механизм от коммуникатора к реципиенту: устное обращение, телефонная и интерактивная (двусторонняя телесвязь); собрания, митинги, шествия; офис, где происходит обмен информацией; уличная или другая любая реклама, посредством которой рекламодатель общается с рекламополучателем.

Передача сигнала осуществляется через канал коммуникации. Вид сигнала зависит от типа осуществляемой коммуникации и используемого канала.

Получатель – это то звено в цепи коммуникации, ради которого и организуется коммуникативный акт. От характеристик получателя информации зависит форма создаваемой и передаваемой информации. Получатель должен суметь воспринять и декодировать полученное сообщение.

Каждый реципиент может полноценно функционировать в системе коммуникации, если в состоянии понять то, что ему передают. Если каналом коммуникации является звук, то лишь поняв систему звуковых символов, составляющих понятные слова и предложения, можно наладить речевую коммуникацию. При передаче сигналов в виде азбуки Морзе реципиент должен принимать радиосигнал, состоящий из комбинаций коротких и длинных сигналов (точек и тире), и декодировать их путем распознавания набора символов, заключенных между паузами. Дешифровку и преобразование сигнала в исходную форму, которую они имели до шифрования, осуществляют специальные устройства, называемые декодерами.

Наиболее важным фактором, нарушающим «общность» в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, происходящие в ее кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными. Если эти процессы становятся разнородными, коммуникации разрушаются. Н. Винер назвал эту проблему энтропией, т.е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению. Такая тенденция возникает, когда работники организации имеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересы и т.п. В результате возникают барьеры для эффективных коммуникаций.

При передаче сигналов на их пути возникают барьеры и помехи. При диалоге между людьми различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи. В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут быть статусные различия между ними, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой становятся и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам).

Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно получить от реципиента информацию о том, правильно ли понята информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. С ее помощью коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

Обратная связь – обязательный элемент любой саморегулирующейся системы. Под обратной связью понимают процесс получения информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости предприняты определенные действия, предписанные в сообщении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: