Типы и виды коммуникаций

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации называют связующими процессами. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

Термин «коммуникация» свободно используют в современном обществе непрофессионалы, специалисты, управленцы-практики. Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Существующие представления о коммуникативных процессах в организации построены на следующей трактовке коммуникаций.

Коммуникация (единовременный акт) – это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Коммуникации (коммуникационный процесс) – это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена, общения.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.

Одна из главных сфер возникновения проблем в организациях – неэффективные коммуникации. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Значит, эффективные коммуникации – условие успешной работы любой организации. Соответственно эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов, 75–95%), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;

- коммуникации необходимы для эффективного управления; хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;

- мастерство коммуникации необходимо для выражения действенности авторитета и воли руководителя.

В теории коммуникации существуют различные подходы к их типологии. Выделяемые типы коммуникацийвнутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации – могут осуществляться в различных сферах (культурно-духовной, научной, рекреационной, учебной, производственной, офисной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронт коммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, народами, территориями (межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.

Исследователями устанавливаются наиболее значимые теоретические и эмпирические основания в целях классификации различных типов коммуникаций. Рассмотрим существующие классификационные типы.

Основные критерии классификации:

- масштаб коммуникации;

- способ установления контакта;

- уровень организованности коммуникации;

- направленность коммуникации;

- используемые знаковые системы.

В зависимости от масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций – внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Межличностные коммуникации осуществляются между отдельными людьми – диадные, а внутриличностные представляют собой общение с самим собой.

Представления о массовой коммуникации являются достаточно определенными. С одной стороны, это система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). С другой стороны, под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющем осуществлять взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях). Общий критерий для обоих видов массовой коммуникации – одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Внутриорганизационные коммуникации в теории рассматриваются как взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, атакже структурных подразделений организации между собой.

Внутригрупповая коммуникация – взаимодействие в сравнительно небольшой группе, где каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах с числом участников в пределах 10 – 12 человек возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками обсуждения.

Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми, причем обе стороны выступают одновременно и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны.

Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума, если человек ищет решения и обсуждает проблемы сам с собой, когда обратная связь принимает вид опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.

Внешние коммуникации – это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей с внешней средой. Поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

В зависимости от способа установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные). Непосредственная коммуникация осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия. Опосредованная коммуникация понимается как взаимодействие, осуществляемое через посредника, как с помощью физических лиц, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы; технические средства – рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

В зависимости от инициативности коммуникаторов выделяются активные и пассивные коммуникации. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также пассивная. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

В зависимости от степени организованности коммуникации разделяют на случайные и неслучайные (организованные). Стихийно возникающие коммуникации считаются случайными, причем случайный обмен информацией между людьми может привести к принятию на этой основе достаточно ответственных решений. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы.

В зависимости от направленности потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные, которые, в свою очередь, разделяются на нисходящее и восходящее направления. Горизонтальное направление происходит между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременным атрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других случаях происходят спонтанно. Коммуникативный поток, перемещающийся от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим.

Наиболее часто в управленческой деятельности нисходящие коммуникации используются руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах, выделения проблем, предложения вариантов обратной связи по результатам работы. Увеличение уровней прохождения информации приводит к росту вероятности ее искажения. Восходящая коммуникация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах и служит средством доведения мнения работников до руководителей, позволяя вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении.

В зависимости от используемых знаковых систем существуют вербальные и невербальные коммуникации. Вербальная коммуникация – словесное взаимодействие сторон, осуществляемое с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Язык как знаковая система оптимальное средство выражения человеческого мышления и средство общения. Язык влияет на мышление и поведение. Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Речевой акт характеризует намеренность как конкретную коммуникативную установку речевого акта; целеустремленность как стремление воздействовать на собеседника с помощью экспрессивных средств передачи и оценки информации; конвенциональность как соответствие речевым нормам, принятым в данном обществе. Вербализованным результатом высказывания, продуктом речевого действия является высказывание.

Последнее по форме, строевым характеристикам в основном совпадает с предложением. Однако высказывание имеет более широкие коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания с такими невербальными средствами, как пауза, тональность, темп речи, высота голоса, его тембр. Высказывание характеризуется ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью. Дискурс – это смоделированный в речи связный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане. В дискурсе присутствуют и языковые и невербальные средства.

Языковые факторы учитывают сочетаемость слов, последовательность высказываний, интонационные нюансы, включение в речь элементов реакции на вопросы, переспрашивания и «перебивания» партнера. Невербальные факторы дискурса, средства делового этикета способствуют актуализации речи в жизненных ситуациях. Невербальная коммуникация использует невербальные коммуникативные средства. Это поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и другие, которые в отличие от вербальных средств воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передавая тончайшие нюансы отношения.

В типологии коммуникации можно выделить определенные противоречия. Их разрешение станет возможным при корректировке самих классификационных критериев. Очевидно, что по существующей типологии неизбежно возникает целая совокупность несоответствий и в некоторых случаях даже взаимоисключений. Разделение коммуникаций по масштабности процесса и массовости вовлекаемых в неголиц на массовые, внутриорганизационные, внутригрупповые, межгрупповые, межличностные, внутриличностные и внешние уже характеризуется несогласованностью на сущностном уровне. Противоречивы внешние и массовые коммуникации.

Несоответствие наблюдается между внешней и межгрупповой коммуникацией, между внешней и межличностной коммуникацией. Определенную узость в представлении имеют также такие классификационные типы, как внутриорганизационная и внутригрупповая коммуникации. Представляется целесообразным выделение по масштабности коммуникационного процесса и степени вовлеченности следующих типов коммуникации: массовая, организационная, групповая, межличностная и внутриличностная, причем для некоторых типов требуется обязательное вычленение подтипов. Так, организационные коммуникации далее подразделяются на внутриорганизационные и межорганизационные; групповые коммуникации – на внутригрупповые и межгрупповые.

Организационная коммуникация должна рассматриваться как взаимодействие внутри структуры и с ее внешними реципиентами. Аналогично, групповая коммуникация (сточки зрения теории коммуникации) предполагает взаимодействие как внутри группы между ее членами, так и между группами, включая взаимодействие между подгруппами в рамках большой группы. Таким образом, может быть преодолена выявленная ранее несогласованность. Следует отдельно акцентировать внимание на таком важном аспекте, как вложенность коммуникаций. Строго говоря, в составе организационной коммуникации на внутреннем и внешнем уровне могут присутствовать внутригрупповые, межгрупповые, межличностные (формальные и неформальные) коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: