double arrow

Особенности уведомления судом граждан и организаций, находящихся за границей


Предусмотренные ст. 113 ГПК РФ формы судебных извеще­ний и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иной поря­док не установлен международным договором Российской Феде­рации.

В ряде международных договоров* под правовой помощью понимается выполнение процессуальных и иных действий, пре­дусмотренных законодательством договаривающихся сторон, в частности, пересылка и вручение документов.

* Россия является участницей межгосударственных договоров об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам. Большинство из них было заключено еще Советским Союзом, а часть договоров (в основном в рам­ках СНГ) заключена в период с 1992 г. по настоящее время Российской Феде­рацией (см.: Ефремов Л. О некоторых вопросах применения международных до­говоров о взаимном оказании правовой помощи в работе арбитражных судов // Хозяйство и право. 1998. № 3).

Суд, вынося определение об извещении ответчика, находяще­гося за границей, направляет за границу не само определение, а предусмотренные договорами судебные поручения и извещения, составленные в соответствии с образцами.




Все судебные поручения направляются за границу по общему правилу через Министерство юстиции Российской Федерации. Подлежащие вручению документы должны сопровождаться пере­водом на язык запрашиваемого государства, кроме случаев, когда получатель согласен принять адресованный ему документ без пе­ревода.

При этом согласно договорам, заключенным с КНР, Республи­кой Куба, КНДР, бывшими социалистическими странами (Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Монголия и др.) и странами СНГ, Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими центральными органами юстиции этих государств непосредственно.

Учреждения юстиции других государств (Австрии, Алжира, Бельгии, Греции, Ирака, Италии, Йемена, Кипра, США, Туниса, ФРГ, Финляндии, Франции и др.) при оказании правовой помо­щи по гражданским делам сносятся друг с другом в дипломати­ческом порядке: Министерство юстиции РФ направляет судебные поручения в МИД России, а последнее через консульские отделы посольств передает их по назначению.

С учетом этого в первом случае для выполнения поручения требуется до 4-х месяцев, во втором — до 6 месяцев. В течение указанных сроков суды должны ожидать выполнения своих пору­чений и соответственно определять даты судебного заседания.

Международные договоры с участием Российской Федерации могут содержать нормы и об иных сроках для выполнения судеб­ных поручений. В случае направления судебного поручения орга­нам государства, участвующего в таком международном договоре, судебное поручение суда направляется за границу не позднее ука­занного в международном договоре срока до дня рассмотрения дела.



Судебные повестки и другие документы, адресованные граж­данам Российской Федерации, работающим за границей в рос­сийских или иностранных учреждениях, а также проживающим вместе с ними членам их семей, направляются через те централь­ные ведомства и учреждения, которые командировали этих граж­дан на работу за границу.

На вызов в суд иностранного гражданина, проживающего за границей, составляются извещение и поручение, которые высы­лаются в соответствующий орган юстиции для проверки правиль­ности оформления документов и направления адресату через Ми­нистерство юстиции Российской Федерации (п. 75 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 24.08.1999 № 94).

Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностранных государств определяется международ­ными договорами с участием Российской Федерации.

В том случае, если между Россией и иностранным государ­ством не заключено международного договора о правовой по­мощи, следует исходить из того факта, является ли иностранное государство наряду с Россией участником Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954 г.). Согласно ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. вручение докумен­тов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в государствах-участниках Конвенции по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой влас­тям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения докумен­та или объяснения причин, по которым оно не могло состояться.



Статья 2 Конвенции предусматривает, что «вручение докумен­тов производится при посредстве властей, компетентных по зако­нодательству запрашиваемого государства».

Иной порядок вручения судебных документов (пересылка почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручение документов заинтересованным лицам не­посредственно через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц; через дипломатических или консульских аген­тов) может быть установлен международным договором (ст. 6 Гаагской конвенции).

При передаче повестки на ней должна быть отметка о факте вручения извещения и дате вручения документа иностранному адресату в порядке, предусмотренном ст. 5 Конвенции. Данная статья предусматривает, что подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения. Расписка или свидетельство оформляются на од­ной из копий документа или в виде приложения.

Надлежаще оформленные отметки свидетельствуют о соблюде­нии международного порядка вручения судебных документов иностранным лицам.

Особый порядок оказания правовой помощи установлен Кон­венцией о правовой помощи и правовых отношениях по граждан­ским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г., подписанной государствами-членами Содружества Независимых Государств в Минске.

При выполнении Конвенции компетентные учреждения юсти­ции государств-участников Конвенции сносятся друг с другом через свои центральные органы (ст. 5 Минской конвенции).

В Конвенции определены содержание, форма (ст. 7 Минской конвенции) и порядок исполнения поручения об оказании право­вой помощи (ст. 8 Минской конвенции). В поручении о вручении документа помимо обязательных реквизитов должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого до­кумента. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его госу­дарстве, если вручаемые документы написаны на языке запраши­ваемого государства или на русском языке либо снабжены заверен­ным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей ини­циативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Минской конвенции).

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подпи­санным лицом, которому вручен документ, и скрепленным офи­циальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вруча­ющего документ, или выданным этим учреждением иным доку­ментом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения (ст. 11 Минской конвенции).

Государства-участники имеют право вручать документы соб­ственным гражданам через свои дипломатические представитель­ства или консульские учреждения (ст. 12 Минской конвенции).

Участники Конвенции по просьбе оказывают друг другу в соот­ветствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адре­са лица, указанного в просьбе.







Сейчас читают про: